В самой Японии тоже отмечают День ниндзя, правда, в другой день: 22 февраля. Проводят показательные выступления, продают сувенирные сюрикэны. А в местах, тесно связанных с их деятельностью, таких как город Ига (префектура Миэ) и город Кога (префектура Сига), где сохранились замки и другие постройки, которые использовались ниндзя, еще можно почувствовать дух тех времен.
Но это - в Японии. У нас-то они откуда?
В Калуге есть региональная общественная организация восточных боевых искусств "Будзинкан Тэнгу Ниндзюцу", и занимаются там самые настоящие ниндзя. Более того, в Японии ее руководитель Андрей Самохин получил от родоначальников ниндзюцу титул Дай Сихан, что можно перевести как "учитель учителей".
Сам Самохин считает это "большим авансом, который надо будет отрабатывать и в следующей жизни". А в этой жизни он уже четверть века учит искусству ниндзя. Подчеркивает: ниндзюцу - это не вид спортивного единоборства, это именно искусство.
- Многие восточные единоборства стали спортивными, ушли от традиционных. А для традиционного ниндзюцу не важна медаль, этот вид единоборств помогает раскрыться, открыть в себе новые способности, увидеть многогранность мира. И при этом помнить, что главное - это защита своего рода или клана, и тут все методы хороши.
- Это искусство, которое уравнивает слабого и сильного, - поясняет Андрей Самохин.
А еще ниндзюцу - это искусство быть невидимым, терпеливым. Искусство разведчика, который придет незаметно, сделает свое дело и растворится в пространстве "без шума и пыли". Это патриотизм, умение быть ответственным за свои действия, за себя, за свою страну, в которой ты живешь. Технологии ниндзя воспитывают и тело, и дух, и гибкий ум. К слову, треть "черных поясов" из учеников Самохина сегодня служат в различных спецподразделениях, и столько же применяет искусство ниндзя на госслужбе. Один из них рассказал, что в "первую чеченскую" был в спецназе, и методы маскировки ниндзя не раз спасали ему жизнь. А другой использовал технологии ниндзюцу при поступлении в престижный вуз - помогло.
Вообще знакомство будущего Дай Сихана с ниндзюцу началось в 1992 году довольно банально: купил журнал, посвященный традиционным восточным единоборствам, в нем увидел объявление: "Принимаем в школу ниндзя". В то время про ниндзя было много фильмов - какие они ловкие и невидимые. Андрей до службы в армии занимался боксом (выступал на всероссийских соревнованиях), потом служил в погранвойсках. Словом, вся предыдущая жизнь готовила его к этому шагу - он написал письмо, и когда получил в ответ приглашение на семинар в Москву, не раздумывая, поехал. Стоило это удовольствие десять тысяч рублей.
В какой-то момент поймал себя на мысли, что многое ему уже знакомо:
- Я служил на границе с Ираном, нас там уже в 1986 году учили применять технику ниндзя. Например, есть "незаметная полоса препятствий", пройти которую можно только особым шагом. Или метание "звездочек" - что они называются сюрикэны, узнал почти через двадцать лет.
Вообще во многих традиционных национальных боевых искусствах есть похожие приемы. Например, у казаков были пластуны, чья техника напоминает технику ниндзя.
Возраст учеников в школе калужских ниндзя варьируется от шести до 74 лет. Причем двое 9-летних мальчишек ходят во взрослую группу.
Есть в школе ниндзя и девушки. Как рассказал Андрей Самохин, у человека есть три уязвимых места. Их поражение при минимуме усилий дает максимальный эффект. "Это важно в защите, - поясняет учитель. - Девушка при нападении провела прием, смогла отбиться и убежать". Впрочем, тут же добавляет, что хороший боец может один положить восьмерых (если нападавших больше, то они мешают друг другу), а мастер не создаст ситуации, в которой ему надо будет "укладывать" этих людей.
- В огромном конгломерате техник - физических и духовных - каждый может выбрать то, в чем ему комфортно, - говорит Андрей Самохин, обладатель не только титула Дай Сихан, но еще и редкостного обаяния.
Вот и думай: обаяние - это тоже технологии ниндзя или от папы с мамой?
- Образ ниндзя искажен комиксами XX века, фэнтезийной литературой и американскими триллерами.
- Бегать по воде и по верхушкам деревьев, как и проходить сквозь каменные стены, ниндзя не могли.
- Но спланировать с дерева на растянутом плаще было им по силам.
- Поджигание дымовой шашки и эффектное исчезновение в дыму - практиковалось. Но только не ниндзя, а актерами театра кабуки.
- Ниндзя шпионили, переодеваясь торговцами, цирковыми акробатами или крестьянами. Женщины-ниндзя (куноити) одевались как гейши, проститутки и артистки. Впрочем, скептики считают, что куноити столь же реальны, как ниндзя-черепахи и ниндзя-инопланетяне.
Наш собеседник - господин Муротани Масакацу, советник посольства Японии в РФ.
В Японии любят ниндзя?
Муротани Масакацу: В Японии хорошо знают о существовании ниндзя, однако так как их основная деятельность разворачивалась во времена столетней давности, ниндзя воспринимаются уже как объекты истории. В частности, по решению Агентства по делам культуры Японии их история признана объектом культурного наследия Японии.
Государство помогает школам, где изучают это искусство?
Муротани Масакацу: В представлении людей искусство ниндзя, или ниндзюцу, часто сводится лишь к техникам ведения боя. Однако согласно древним текстам ниндзюцу представляет собой комплексное искусство выживания, включающее в себя различные навыки и знания, и в т.ч. способы запоминания большого объема информации, знания по медицине и т. д. Я не могу точно сказать, оказывается ли поддержка образовательным учреждениям, занимающимся изучением ниндзя, однако я знаю, что органы власти в регионах, имеющих отношение к ниндзя, активно занимаются исследованием и популяризацией культуры ниндзя. Помимо этого в Государственном университете Миэ есть "Международный центр исследований ниндзя". Я думаю, было бы здорово, если бы благодаря интересу к ниндзя увеличилось количество россиян, интересующихся историей и культурой Японии. Было бы замечательно, если бы в следующем году, который был объявлен Годом межрегиональных и побратимских обменов, состоялись обмены с японскими регионами, в которых зародилась культура ниндзя.