В Госдуме предложили переписать проект о домашнем насилии

Депутаты Госдумы и правозащитники подготовили свои замечания к опубликованной Советом Федерации версии резонансного законопроекта "О профилактике семейно-бытового насилия". Так, они хотят ввести новые меры по защите жертв от преследования и от побоев (этого нет в варианте сенаторов), а также поправить Уголовный кодекс, заменив для нарушителей арест до трех месяцев на лишение свободы до года.
Александр Гальперин / РИА Новости

Как сообщила вице-спикер верхней палаты парламента Галина Карелова, замечания сенаторы принимают до 15 декабря, после этого документ будет официально внесен в Госдуму.

Предлагается существенно уточнить определение "семейно-бытового насилия". В опубликованной сенаторами редакции полностью исключаются из-под действия закона все виды физического насилия (побои, причинение вреда здоровью и т.п.). "Таким образом, все потерпевшие, которые ожидают принятия процессуального решения по своему заявлению, лишаются мер защиты и социальной поддержки в самой острой и опасной фазе конфликта", - подчеркивается в документе.

Кроме того, в отношении нарушителя будет невозможно применить ни одну меру профилактики, предусмотренную предлагаемым проектом закона. Будь то профилактические беседы, специализированные психологические программы для нарушителей и т.п.

Депутаты предлагают сформулировать определение семейно-бытового насилия так: "Умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) в отношении близкого лица (лиц), включая преследование, если это деяние причиняет физическую боль, наносит вред жизни, здоровью и (или) имуществу таких лиц, а также угроза совершения подобного деяния".

Преследование - одна из наиболее часто встречающихся форм семейно-бытового насилия, указывают авторы замечаний. Его определение в проекте предлагается прописать отдельно. Под ним следует понимать действия, направленные на пострадавшего вопреки его воле. Это может выражаться в поиске пострадавшего, попытке выяснить его место проживания или пребывания и ряде прочих действий.

Депутаты требуют уточнить и круг лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию. В сенаторской формулировке отсутствуют сожители (лица, которые совместно проживают и ведут совместное хозяйство, но при этом не связаны свойством), а также бывшие сожители. "До 12% семей живут длительное время в незарегистрированном браке, при этом почти 30% семей проживали совместно и вели совместное хозяйство до заключения официального брака", - объяснила "РГ" один из авторов замечаний, зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина.

В Госдуме также считают, что надо прописать и права иждивенцев жертв - к этой категории относятся дети до 18 лет, престарелые родители, родственники-инвалиды и т.п. Ведь в эпицентре агрессии могут находиться не только пострадавшие, но и те, кто от них зависит, и их тоже надо защищать, уверена Пушкина.

Нормы статьи о защитном предписании, по мнению представителей нижней палаты, также нуждаются в корректировке. В частности, меняется возраст лиц, в отношении которых они могут выноситься. В сенаторской версии лицо должно достигнуть 18 лет, в депутатской - 16. Дополняется и перечень запретов - к пострадавшему нельзя будет умышленно приближаться к нему на расстояние ближе чем на 50 метров.

Особое внимание стоит уделить санкциям за несоблюдение защитного и судебного защитного предписания, подчеркнула Оксана Пушкина. Ведь предложенные меры, как показала практика после декриминализации побоев, нерезультативна, считает она и ее коллеги. "Очередное бремя административной ответственности отразится на семейном бюджете, а соответственно, и на жертве, пострадавшей от семейно-бытового насилия", - отметила парламентарий. Депутаты советуют предусмотреть административную ответственность в случае первого нарушения защитного предписания, а для повторного нарушения ввести уголовную ответственность.

Необходимо также расширить возможности суда при назначении наказания правонарушителям, неоднократно наносящим побои, указали в Госдуме. В связи с этим депутаты предложили поправить статью 116.1 УК РФ, которая предусматривает максимально строгое наказание - арест на срок до трех месяцев. Ведь исполнение именно данного вида наказания невозможно в связи с тем, что в России не функционируют так называемые "арестные дома". Соответственно, такие наказания судами не применяется. "Предлагаем исключить из ст. 116.1 УК РФ санкцию в виде ареста и заменить ее на санкцию в виде лишения свободы на срок до одного года", - говорится в замечаниях.

Особое внимание стоит уделить санкциям за несоблюдение защитного и судебного защитного предписания

Основные принципы профилактики семейно-бытового насилия тоже предлагается корректировать. У сенаторов профилактика должна основываться на принципе поддержки и сохранения семьи. "Деятельность органов профилактики, направленная на сохранение семьи в ситуации семейно-бытового насилия, может привести к нарушению права пострадавшего на безопасность и защиту от насилия", - отметили авторы замечаний. Они предлагают "убрать" принцип сохранения семьи и оставить только поддержку. Кроме того, рекомендовано добавить право жертв на получение всех видов бесплатной юридической помощи, а также прописать, что социальные услуги в целях защиты граждан также предоставляются бесплатно.

Оксана Пушкина отметила, что сенаторы и депутаты работают в команде. И хотя в нижней палате не во всем согласны с верхней, однако необходимо принять важный документ и договориться о нюансах.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"