Напомним, что расследованием иностранного вмешательства в российские выборы в Госдуме занимается специальная комиссия. Депутаты, в число которых входит и Шхагошев, уже уличили в нарушении ряд иностранных СМИ, а интернет-гиганты получили обвинения в предоставлении площадок для незаконной агитации. Претензии были и к посольству США - по поводу публикации маршрута незаконной акции в Москве, которая состоялась летом перед выборами в Мосгордуму.
Вследствие принятия предлагаемой инициативы нарушителям будут грозить реальные санкции, а не нынешние "смешные" и никого не пугающие, объяснил автор. Ведь действующие штрафы не менялись с 2001 года. Максимальная планка в 30 тысяч рублей - это явно недостаточный барьер, который может удержать СМИ или прочие организации от попыток вмешательства. А ведь это представляет собой угрозу безопасности страны, подчеркивает Шхагошев.
Согласно законопроекту, нарушения при предвыборной агитации повлекут наложение штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей, на должностных лиц - от 2,2 млн до 3,5 млн рублей. Штраф для юрлиц может составить до 4% от оборота денежных средств, полученных компанией за предшествующий календарный год, но не менее 2,5 млн рублей. При этом "фигурантами" могут стать иностранные и международные организации, посольства других стран, рассказал депутат.
Информационные гиганты рискуют заплатить очень большие средства. "Выручка Google - 136 млрд долларов, Facebook - 56 млрд", - привел пример Шхагошев. У иноСМИ, по его словам, тоже хорошие обороты: на уровне 2,5 млрд у Washington Post и New York Times. Неудивительно, что нынешние санкции для них ничего не значат. Между тем предлагаемые штрафы будут еще щадящим наказанием - в Италии или Индонезии за такие нарушения могут посадить в тюрьму до года, сослался первый замглавы фракции.
Механизм предполагается следующий. После решения суда будет дано 60 дней на добровольную уплату, а в случае отказа в дело вступают приставы, а Минюст обращается в государство, где зарегистрирована компания. "Мы будем максимально лояльны, - обещал депутат. - Если ролик с незаконной агитацией, например, появится на YouTube, то Роскомадзор предупредит и даст время убрать. Если отказ - тогда вступит в силу новый закон".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"