Как удалось так омолодить Роберта Де Ниро и Аль Пачино в фильме "Ирландец"?
Надежда Маркалова: Для того, чтобы понять особенности работы над "Ирландцем", нужно знать, как это делается обычно. Пионером в этой области была студия Lola VFX - они омолаживали звезд задолго до того, как это стало мейнстримом. Если вам кажется, что актриса в фильме выглядит моложе, чем должна бы (а часто бывает, что в кино они выглядят более юными, чем в жизни и даже на премьерах), то ее наверняка омолаживала Lola VFX. Только об этом они не имеют права рассказывать, там пожизненное NDA - договор по неразглашению. Однако, студия и артисты рассказали об этом, например, в дополнительных материалах к фильму "Загадочная история Бенджамина Баттона" (в фильме герой Брэда Питта проживает жизнь наоборот - от старости - к молодости - Прим. С.А.), в 2009 году. То есть, технология омоложения существовала задолго до того, как знание о ней стало достоянием общественности. Тогда это называлось "цифровой ретушью". И использовалось, чтобы улучшить внешний вид звезд, когда они работают уставшие после долгой смены или снимаются по ночам.
Первым фильмом, в котором зрители увидели технологии омоложения, стала картины "Люди Икс: Последняя битва", которая вышла в 2006 году. Lola VFX применяет систему 2,5D. Съемка актеров ведется с крошечными маркерами, закрепленными на лице для последующей синхронизации движений трехмерного объекта с движениями головы актера. Потом строится невидимая 3D версия головы, движения которой синхронизированы с движениями головы актера. Поверх этой головы ставят "заплатки" из облака точек, которые работают фильтрами для кожи на оригинальном изображении. Иногда эти "заплатки" берут из съемки молодого дублера, который старается повторять движения оригинального актера, проходя ту же сцену в той же декорации и при том же освещении. Кроме того, при необходимости делают компьютерную "подтяжку лица", убирая подбородок, четче прорисовывая скулы, уменьшая уши и нос, которые растут у нас всю жизнь, и так далее.
Но в "Ирландце" работала компания ILM, и это не столько омолаживание, сколько новая цифровая голова. Причем, когда делают такую, оригинальный актер обычно играет в "мокап" (сокращение от motion capture - захват движения) - то есть с маркерами на лице и в шлеме с камерой. И потом движение маркеров переносится на цифровую голову и становится источником для ее мимики.
Однако Роберт Де Ниро категорически отказался работать в шлеме и с маркерами. Поэтому специально для этого фильма команда ILM написала свою собственную программу, позволявшую "разбирать" мимику актера с отснятого материала без видимых маркеров (к слову, безмаркерный лицевой "мокап" уже существует, и даже в России - в студии CGF есть своя собственная разработка, так что это вполне возможно).
Съемка актеров велась тремя камерами на одной установке. Две дополнительные камеры по обеим сторонам основной операторской камеры снимали происходящее в инфракрасном диапазоне. После чего специальный софт переносил эти данные на цифровую голову. Да, после переноса мимического движения новую цифровую голову нужно синхронизировать с оригинальной, осветить так, как были освещены все объекты в кадре, и заново, говоря на профессиональном языке, "отрендерить" И дальше на этапе композитинга ее "вклеивают" в отснятые кадры.
Зачем понадобилось это делать? Для чего нужно было омоложение?
Надежда Маркалова: Это личное желание режиссера. Обычно, если в фильме нужно сыграть какого-то персонажа в молодости, нанимают молодого актера, более-менее похожего на оригинального, при необходимости делают ему грим, и он отыгрывает сцены, действие который разворачивается в прошлом. Так делали всегда, до изобретения методов омолаживания. Но впервые актер возраста 70 плюс играет 40-летнего. Если честно, это хорошо видно в его движениях, мне кажется, все-таки уместнее было бы использовать молодого дублера для тела. А не городить вот такой огород со старческими движениями и молодым лицом, и со старческой мимикой в некоторых сценах. Лица получились неплохо, а весь образ, на мой взгляд, - немного "монстр Франкенштейна".
Как в кино создают клонов? Я сейчас спрашиваю и в целом и конкретно про фильм "Гемини" 2019 года, где сделали "близнеца" Уиллу Смиту.
Надежда Маркалова: Это те же самые технологии - снова создают цифровую голову. Например, из списка выше, так делали Арнольда Шварценеггера. Это была полностью цифровая голова, созданная по трехмерному скану его слепка. Им повезло - в хранилище студии Стэна Уинстона все еще хранился слепок лица Арнольда, сделанный во время создания грима к фильму "Терминатор 2: Судный день". Слепки делаются гримерами для создания накладок пластического грима. Точно также им повезло с Питером Кушингом для "Изгоя-один", ту голову тоже делали по скану слепка. Потом другой актер сыграл роль в "мокап"- маркерах с камерой на шлеме, и эти данные перенесли на цифровое лицо. Другое дело, что мимика у человека все-таки индивидуальна, и движения мышц - тоже, поэтому идеально достоверных копий пока не получилось, и, возможно, не получится никогда - именно в силу неповторимых особенностей оригинальных актеров. Так что, эти воскрешенные "монстры" находятся прямо посреди Мрачной долины.
Что касается "Гемини", то здесь все несколько проще: и оригинальный актер, и молодая цифровая голова - это один и тот же человек, и их "индивидуальности" идентичны - в плане движения мышц или языка тела. Над "Гемини" работала студия WETA Digital. Кажется, на сегодняшний день это лучшая версия омолаживания. Но и этот герой не всем однозначно показался убедительным.
Как воскрешают людей в кино? Например, сейчас собираются снять военный фильм "В поисках Джека", где "вернут к жизни" знаменитого Джеймса Дина.
Надежда Маркалова: Все, что я на данный момент читала по поводу Джеймса Дина, выглядит, мягко говоря, удивительно. Им нужна не внешность Дина, а его игра, что странно. Они собираются взять его, чтобы он сыграл другого персонажа, совершенно "рэндомного" - то есть, случайного, к Дину не имеющего никакого отношения. Они будут "сшивать" его из "игры" Дина: нарежут отснятый с ним материал на кусочки, составят из этого коллаж нужных эмоций, а потом сделают трехмерную голову и перенесут эти эмоции на нее. Как они будут это делать без маркеров и данных по трехмерному движению мимики - большой вопрос. Нам еще предстоит это узнать. Мне кажется, что заявившие такое сами пока не представляют, как они будут это делать. Они заявили, что другой актер не будет играть, но лишь озвучит персонажа. На мой взгляд, это будет какой-то новый вид цифрового надругательства над умершим. Если в случаях с Кушингом и Кэрри Фишер, этого требовал сюжет фильма, а в случае с Полом Уокером кинематографисты просто пытались спасти фильм и его последнюю роль, то здесь продюсеры изначально роют себе яму, из которой будут героически пытаться выбраться.
То есть, вы считаете, что каждый раз нужно хорошо все взвесить, прежде чем применять технологии "создания людей". А как думаете - смогут ли "омолодиться" цифровым способом простые люди в обычной жизни?
Надежда Маркалова: Думаю, что нужно применять эти технологии со смыслом, и не множить сущности без надобности, как в случае с Дином. И применять логично - не омолаживая только лицо и оставляя тело 70-летнего старика, как в "Ирландце", хотя мне попадалась информация о том, что тела и руки в этом фильме тоже изменяли с помощью CGI. Омолаживание персонажа нужно применять комплексно - моторику тела тоже следует принимать во внимание. Смогут ли применять люди это в жизни? Ох, это безумно дорого! Цифровая голова стоит примерно миллион долларов, а каждый кадр с ее анимацией, в зависимости от его сложности - от 30 до 100 тысяч долларов. Возможно, кто-то и сможет себе это позволить, или технологии подешевеют со временем, но пока это вряд ли по карману обычному человеку.
Наряду с технологиями омоложения, существуют и другие - которые так состарят человека, что родная мать не узнает. Недавно в социальных сетях многие увлеклись состариванием себя на фото и радостно пугали этим своих подписчиков. В 2008 году передовые на тот момент технологии старения использовали в фильме "Адмиралъ" - там "старили" лица Константина Хабенского и Елизаветы Боярской. Затем, в 2009 году ту же технологию применяли для того, чтобы состарить лицо певицы Анастасии Приходько - на видеоряде строился номер на "Евровидении", где она пела песню "Мама". В советском кино эффекты старости и омоложения делали с помощью грима. Можно привести в пример такие картины, как "Офицеры", "Тегеран-43", "Рожденные революцией" и другие. Тенденция продолжается и в российском кино.
Что касается цифровых технологий в российском кино - тут можно привести два ярких примера. В фильме "Супербобровы: Народные мстители" - героя Владимира Толоконникова "доделывали" с помощью компьютерных технологий, поскольку известного актера не стало во время съемок. Это был 2018 год. В фильме "Напарник" 2017 года из героя актера Сергея Гармаша, которому тогда было 59 лет, делали младенца, но не придерживались сходства. У многих возникнет вопрос - как из Сергея Безрукова сделали Владимира Высоцкого в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой". Это был просто пластический грим - цифровые технологии не понадобились.
В линейке фантастических боевиков Marvel омолаживали Майкла Дугласа и Мишель Пфайффер в фильме "Человек-муравей и Оса", Роберта Дауни-младшего в картине "Первый мститель: Другая война", Сэмюэла Л. Джексона и Кларка Грегга - в "Капитане Марвел", Курта Рассела - в "Стражах Галактики-2", а также Шона Янга - в "Бегущем по лезвию 2049", Джеффа Бриджеса - в "Троне: Наследие", Джонни Деппа - в "Пиратах Карибского моря", части "Мертвецы не рассказывают сказки", Орландо Блума - в третьем "Хоббите", Дженнифер Коннелли - в "Американской пасторали". Еще Арнольда Шварценеггера - в "Терминаторе: Генезис", если не считать краткой сцены со Сталлоне в "Забойном реванше". Делали молодым и Джона Гудмана для одной серии сериала "Праведные Джеймстоуны" на HBO.
Да, и Netflix уже применял омолаживание для фильма "Дом Игрушек Пи-ви" в 2016 году, где "сбросили годы" Полу Рубенсу. Помимо тех двух компаний, которые этим занимаются, что я назвала, есть и третья - WETA Digital. В ней, например, была омоложена Шон Янг. Об этом также обозревателю "РГ" рассказала эксперт Надежда Маркалова.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"