Документ на 8 листах, 16 пунктов. Все предельно четко. Так, постановление предписывало: …создание автоматической (необитаемой - прим. "РГ") научной станции на Луне, создание космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере, осуществление первых полетов человека в космос...
Долгие годы этот документ был засекречен: в правом верхнем углу стоял гриф "Совершенно секретно. Особой важности". Теперь на нем сверху другой штамп: "Рассекречено".
Пожелтевшие от времени страницы можно "полистать" на сайте Роскосмоса. Так вот обратите внимание: в напечатанном на машинке тексте постановления слова "Марс" и "Венера" вписаны от руки. Кто вписал, мы, наверное, уже никогда не узнаем. Но как эта деталь передает дух и настроение того времени: в первую очередь лететь к Марсу и Венере!
- Совмин поставил четкую задачу: разработать мощные ракеты-носители на химическом и атомном горючем и космические корабли, использующих ионные и плазменные ракетные двигатели. А также разработать автоматические и обитаемые межпланетные станции, а также станции на других планетах, - говорит бывший ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и "Энергия-Буран", заслуженный инженер России Владимир Бугров.
- Сегодня много говорят о том, что наша страна якобы проиграла американцам Лунную гонку. Но это миф. У Советского Союза была ясная программа и цель. В этом официальном документе была намечена (и конкретизирована постановлении от 23 июня 1960 года) первая советская пилотируемая межпланетная программа. И Сергей Павлович Королев, которому была поручена ее реализация, неукоснительно все выполнял. А то, что он, как человек, знавший строгую советскую дисциплину, прошедший лагеря, мог игнорировать эти постановления и устроить лунную гонку с американцами, о которой рассказывают некоторые мемуары - абсурд. И никаких замыслов о пилотируемой экспедиции на Луну в тот период не существовало, - убежден ветеран космонавтики.
Так, уже летом 1962 года были разработаны проектные материалы по ракете Н1, тяжелому межпланетному кораблю и экспедиции на Марс. Королев представил их экспертной комиссии под председательством президента АН СССР Мстислава Келдыша. И они были одобрены.
- Я непосредственно разрабатывал эти проектные материалы и готовил их для доклада Сергея Павловича на комиссии, - рассказывает Владимир Бугров. - Мне удалось сохранить свои "сов. секретные" в прошлом рабочие тетради. Они содержат черновики чертежей, расчетов и других документов, разработанных мной по марсианскому и лунному проектам за пять лет работы в проектном отделе ОКБ-1, и лежат в основе книги "Марсианский проект С.П.Королева".