"Мы не можем допустить, чтобы территории, на которых в прошлом находились концлагеря, превращались в объекты, недостойные этой памяти, места, предназначенные для совсем других целей", - заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий на совместных с Германией мероприятиях по случаю 10-летия фонда Аушвиц-Биркенау. "В Маутхаузен-Гузен погиб каждый второй узник, часть польской интеллигенции, несколько десятков тысяч человек", - пояснил он.
Речь идет не о центральном нацистском концлагере Маутхаузен, на месте которого сегодня действует крупный мемориальный комплекс, а о его самом крупном и самом страшном филиале в местности Гузен. Там с 1940 по 1945 год содержалась 71 тысяча заключенных, большинство из них были вывезены из Польши и Советского Союза. Выбор Гузена в качестве места для создания нового концентрационного лагеря был неслучаен. Также, как и центральный Маутхаузен, его филиал располагался рядом с гранитными карьерами. Узников концлагеря использовали на производстве кирпичей и камней для монументальных строительных проектов Гитлера. Рабочий день заключенных длился не менее одиннадцати часов летом и около девяти часов зимой, работали они в любую погоду. Сначала вручную или с помощью взрывчатки откалывали каменные глыбы и сбрасывали их с обрыва, затем разбивали их на куски и вывозили из карьера. Изнурительный труд, голод, болезни и издевательства - Гузен слыл самым зверским из нацистских лагерей на территории Австрии - сделали свое дело: погибли более 36 тысяч человек. 5 мая 1945 года американские войска освободили около 20 тысяч узников концлагеря. Большинство из них были истощены и серьезно или смертельно больны.
Но сегодня на этой земле мало что напоминает о ее кровавой истории. Если в Маутхаузене с 1949 года существует мемориальный комплекс с музеем, мемориальным кладбищем и памятниками каждой из содержавшихся в нем этнических групп, то Гузен остался незамеченным на государственном уровне. Как напоминает австрийское издание Wiener Zeitung, не власти страны, а выжившие жертвы Гузена в 1965 году переделали чудом сохранившийся крематорий в мемориал, а в 2004-м открыли рядом небольшой Центр памяти. Некоторые другие части бывшего концлагеря сохранились в первоначальном виде, но находятся в частной собственности, по данным польских СМИ, многие из них переделаны в офисы и даже особняки. Дискуссия о выкупе этих зданий и о создании там полноценного мемориального комплекса идет давно, и заявление Моравецкого может придать дополнительный импульс этому движению. Тем более что многие из владельцев, как теперь выяснилось, еще в 2018 году заявили о своей готовности их продать. После заявления польского премьера официальный представитель МВД Австрии Кристоф Пёльцль сообщил журналистам, что по поручению этого министерства экспертами было подготовлено технико-экономическое обоснование возможных вариантов проекта мемориала, и сейчас в ведомстве изучают представленные опции. Новость о том, что поляки готовы выкупить эти территории, вызвала большой резонанс в Австрии. В Международном научно-консультативном совете комплекса поддержали намерения поляков, а директор мемориального комплекса Маутхаузен Барбара Глюк призвала австрийские власти выкупить территорию Гузен самим.