Новости

10.12.2019 18:08
Рубрика: Общество

Бизнес заглянул на лекцию и семинар

Работодатели сотрудничают с вузами по новым правилам
В российском образовании последовательно уменьшается разрыв между уровнем подготовки выпускников вузов и запросами работодателей, причем важную роль в этом играют сами работодатели.
Российские предприятия озабочены подготовкой не только инженерных, но и рабочих кадров. Фото: Ирина Фурсова Российские предприятия озабочены подготовкой не только инженерных, но и рабочих кадров. Фото: Ирина Фурсова
Российские предприятия озабочены подготовкой не только инженерных, но и рабочих кадров. Фото: Ирина Фурсова

"Раньше госпредприятия выставляли учебным заведениям требования по подготовке кадров: по сути, одна ветвь государства договаривалась с другой, - рассказывает гендиректор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович. - В условиях рыночной экономики понадобился новый механизм формирования сигнала от работодателей в систему образования: какие кадры требуются, какие компетенции должны быть у специалистов, кого учить в вузах, кого - в колледжах, а где хватит короткой программы профобучения".

В последние годы этот вопрос решился, добавляет эксперт. Государство делегировало работодателям право устанавливать квалификационные требования. Были созданы советы по профессиональным квалификациям, сейчас их 37, но каждый год их число растет. Советы объединяют крупнейших работодателей той или иной отрасли, где они, как ключевые участники, договариваются между собой и формулируют квалификационные требования в виде профессиональных стандартов.

Также в советы входят представители профсоюзов, государства и университетов. Национальное агентство развития квалификаций поддерживает взаимодействие советов с системой образования и реальным сектором экономики. Утвержденные профстандарты публикуются и направляются в минпросвещения и минобрнауки. Учебно-методические объединения в сфере образования, в свою очередь, взаимодействуют с советами, переводя требования профстандарта в образовательные стандарты и программы (они перед принятием также проверяются работодателями в советах по профессиональным квалификациям). Этот механизм, подчеркивает Александр Лейбович, уже отработан.

Еще один важный тип взаимосвязи между работодателем и вузом - целевое обучение. Ежегодно в российских вузах обучалось около 250 тысяч "целевиков", но этот механизм нередко использовался как способ "обойти" низкий балл по ЕГЭ: процент выпускников, устраивающихся после вуза именно на предприятие, чей запрос на специалистов обеспечил им льготу, был относительно невысок. С 2019 года правила изменились: теперь они подразумевают обязательное трудоустройство выпускника, направленного на учебу по целевому договору. За отказ от трудоустройства организацию ждет штраф. Выпускник целевого направления, в свою очередь, обязан не менее трех лет отработать по специальности на предприятии, с которым заключал договор.

В российском образовании последовательно уменьшается разрыв между уровнем подготовки выпускников вузов и запросами работодателей

Следующий уровень взаимодействия не настолько строг по условиям, но к нему в итоге приходит большинство вузов и корпораций. Это участие работодателя в самом процессе обучения: от спонсорства при оборудовании учебных центров до стажировок на предприятии.

"Стратегия-2025 ставит цель - завоевание быстрорастущих гражданских рынков ИТ, электроники, телекома, медицинского оборудования, новых материалов и так далее, - говорит директор Академии "Ростеха" Елена Романова. - К 2025 году каждый второй рубль в выручке корпорации должен быть "гражданским". Достижение цели во многом зависит от самоопределения тысяч сегодняшних школьников. Придут ли они через 6 лет к нам на работу? С какими знаниями? Поэтому кадры необходимо готовить уже сегодня".

Корпорация сотрудничает с более чем 300 опорными вузами, со многими из них заключены долгосрочные соглашения, идет совместная образовательная и научная деятельность, развиваются перспективные технологические направления, ведутся совместные ОКР и НИОКР. Всего в интересах компании вместе с вузами разработано более 400 основных и дополнительных общеобразовательных программ.

"Мы сотрудничаем с крупнейшими учебными заведениями России, организуем обучающие программы, открываем совместные лаборатории, - рассказывает начальник отдела подбора МТС Ольга Делягина. - Например, в ИТМО действует AI-лаборатория, наши сотрудники читают лекции в вузах, участвуют в студенческих конференциях. Значительная часть позиций в компании закрывается молодыми специалистами, в том числе через программу стажировок: ежегодно на стажировку приходят около 500 студентов, треть из которых становятся сотрудниками компании".

Современный малый средний бизнес также способен наладить работу с вузами. Так, производитель программного обеспечения Naumen еще в 2002 году запустил на базе Уральского государственного университета, ныне УрФУ, целевую программу подготовки разработчиков Open Source.

"Для нас это был важный шаг, поскольку тогда работа с открытым ПО была редкостью, и мы испытывали острую нехватку кадров, - рассказывает исполнительный директор компании Игорь Кириченко. - Это была первая в регионе образовательная программа, в которой компания оказывала не только финансовую поддержку, но и участвовала в подготовке требований к специалистам, выработке программы обучения, предоставляла свои технологии для подготовки кадров".

А в СПбГУ реализуют уникальный проект по "клинической практике обучающихся". Клиники - это некоммерческие учебные фирмы, где под контролем преподавателей и без отрыва от учебы работают студенты - с реальными клиентами, в том числе с работодателями. Самая первая клиника - юридическая - успешно работает уже 20 лет.

Общество Образование