Во Владимире прошли общественные слушания, посвященные качеству бензина. Поводом для проведения экстренного мероприятия с участием контролирующих и властных структур стали шокирующие результаты проверок автомобильного топлива на АЗС. По данным Росстандарта, во Владимирской области ситуация с оборотом суррогата на рынке региона остается крайне негативной уже не первый год.
- Анализ показывает, что оборот фальсификата во Владимирской области составляет более трети рынка, что значительно превышает средние показатели в ЦФО, где он не выше пяти процентов. Для борьбы с этим явлением необходимо взаимодействие всех органов власти, общественных организаций и потребителей, - отметил в своем выступлении заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Масштабные проверки качества автомобильного топлива на АЗС начались в 2015 году. После первых проб выяснилось, что ситуация удручающая: поддельным оказался каждый пятый литр отечественного бензина. Пытаясь увеличить прибыль, недобросовестные дельцы массово разбавляли дорогой бензин дешевыми субстанциями, вредными для окружающей среды и опасными для здоровья.
Чтобы повлиять на ситуацию, для нарушителей ввели весомые оборотные штрафы. В результате в 2018-2019 годах количество нарушений снизилось. Если четыре года назад доля проблемных АЗС достигала 20 процентов, то сейчас она составляет около девяти. Однако полностью решить проблему, как показывает практика, не удалось.
В рамках информационного проекта "Топливо без обмана" Росстандарт представил "Карту качества топлива России", на которую эксперты нанесли информацию о ситуации на топливном рынке в российских регионах за девять месяцев текущего года. На ней отмечены все факты оборота суррогата и доля выявляемых нарушений.
Представляя карту, замначальника управления госнадзора Росстандарта Оксана Бородина указала, в каких регионах проблема качества топлива является острой, а в каких - фальсификат практически отсутствует. По мнению экспертов, комплексная оценка качества топлива необходима территориальным управлениям Росстандарта и другим заинтересованным органам власти, чтобы организовать должный надзор. В ведомстве пообещали обновлять данные карты дважды в год.
По данным Росстандарта, в этом году доля фальсифицированного топлива на автозаправках в 18 регионах России превысила 20 процентов. За девять месяцев проверки прошли на 920 АЗС. При этом на 81-й заправке вскрылись нарушения требований технического регламента по физико-химическим показателям.
Хуже всего дела обстоят во Владимирской, Костромской, Рязанской, Курганской, Новосибирской, Томской и Свердловской областях, Крыму, Севастополе, Дагестане, Чечне, Алтайском крае, республиках Алтай, Тыве, Хакасии, Еврейской автономной области, в Хабаровском крае и на Сахалине.
Не выявлен фальсификат в Ивановской, Калужской, Курской, Тамбовской и Тульской областях. В Москве и в Орловской области доля нарушений на АЗС не превышает четырех процентов, в Московской области проблемных заправок - менее двух процентов. При этом шесть регионов страны отмечены на карте "белыми пятнами": в них масштабные проверки пока не проводились.
Вскоре после презентации карты топливных нарушений во Владимире "бензиновый" форум прошел в Костромской области. Здесь, по результатам исследований, в 2019 году доля нарушений по физико-химическим свойствам топлива среди АЗС составила 29 процентов.
Как отмечают эксперты, в топливе, которым торгуют на здешних заправках, чаще всего превышено предельно допустимое содержание серы. Это опасно и для людей, и для машин. Ознакомившись с докладом, костромской губернатор Сергей Ситников провел заседание комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Основным вопросом встречи стало обсуждение качества автомобильного топлива на АЗС.
Как отметили власти, в 2017-2018 годах Костромская область считалась вполне благополучным регионом в этом отношении: нарушений по итогам выездных проверок не выявлялось. Однако сейчас регион наряду с Владимирской и Рязанской областями вошел в список субъектов, где увеличилось количество топлива, не соответствующего техническим регламентам. "В 2019 году проверки прошли на 10 АЗС из 85, работающих на территории региона. На четырех станциях пробы топлива показали несоответствие стандартам", - уточнили в обладминистрации.
Власти выразили обеспокоенность тем, что поддельный бензин может привести к трагедиям на дорогах. Чтобы этого не допустить, в регионе решили заняться регулированием рынка горючего.
- Первый аспект - безопасность людей и сохранность имущества. Некачественное топливо приводит к разрушению агрегатов автомобилей, но самая большая беда в том, что отказ оборудования может привести к трагедии. Второй аспект - экономический. С некачественного топлива не уплачиваются акцизы. Это потери средств, на которые мы строим дороги, - отметил губернатор региона Сергей Ситников.
Масла в огонь подлило и то, что неутешительные результаты проверок контролеры костромской инспекции Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии скрыли от общественности и силовиков. "Данные о нарушениях не были своевременно направлены в соответствующие инстанции", - пояснили в обладминистрации.
По итогам совещания участники договорились наладить взаимодействие между надзорными структурами и органами исполнительной власти, чтобы обмен информацией стал оперативным.
Сейчас в соответствии с законодательством надзорные органы проводят только плановые выезды, о которых предпринимателей предупреждают заранее. В таких условиях выявить партии некачественного топлива сложно. Между тем, как отмечают эксперты, нарушения в основном находят на небольших частных АЗС. В регионе пообещали увеличить количество внеплановых проверок заправок, о результатах которых водителей будут информировать через СМИ.
Кроме этого, всех перевозчиков горючего проверят на наличие у них систем ГЛОНАСС. По закону транспортные средства, перевозящие топливо, являются объектами повышенной опасности и должны иметь навигационное оборудование. Власти убеждены, что учет перевозчиков позволит отследить маршруты бензовозов и оперативно выявлять нарушителей.
Кстати
По данным Росстандарта, в 2018 году во Владимирской области прошло 30 проверок автомобильного топлива. Нарушения требований техрегламента по физико-химическим показателям, касающимся превышения массовой доли серы и температуры вспышки в закрытом тигле, были выявлены в шести случаях. За допущенные нарушения владельцы АЗС в Петушинском, Селивановском и Гороховецком районах области, а также в городах Кольчугино и Петушки были оштрафованы на суммы от 130504 до 500000 рублей. Кроме этого, нескольких предпринимателей во Владимире, Меленках, Александрове, Кольчугине, Юрьеве-Польском, Петушках, а также в Петушинском, Гусь-Хрустальном, Гороховецком, Камешковском и Кольчугинском районах наказали за некачественное информирование потребителей: на АЗС и в чеках не указывались марки топлива у бензина и климатические условия применения у дизтоплива. За это виновным вынесли предупреждения и штрафы до 50 тысяч рублей.
Однако меры действия не возымели: в этом году число нарушений на АЗС региона значительно возросло. Нарушения требований техрегламентов вскрылись уже в 35 процентах случаев - при проведении шести из 17 проверок. Виновных привлекли к полумиллионным штрафам. За нарушения правил информирования потребителей наказали десятки компаний.
Особую тревогу проверяющих вызвало то, что эксперты установили факты реализации на АЗС откровенного суррогата, который не являлся ни автомобильным бензином, ни дизельным топливом. В отношении нарушителей возбуждено шесть дел об административных правонарушениях за несоблюдение условий применения ТРК при реализации суррогатного дизельного топлива марок "ДГК", "ДТФ" и им подобных. Виновных привлекли к административной ответственности. Кроме этого, имена предпринимателей и названия компаний-нарушителей разместили в открытом доступе в интернете, чтобы каждый водитель мог решить, следует ему покупать бензин на проблемных заправках или нет.