Новости

10.12.2019 19:24
Рубрика: Общество

Кепка Лужкова

Он восемнадцать лет руководил Москвой. Сегодня его не стало
Не успела съездить. Буквально несколько дней назад говорили с главным редактором, что надо бы слетать в Калининград и поговорить с Юрием Михайловичем Лужковым о его сегодняшнем житье-бытье. Но во вторник его не стало.

Он руководил Москвой на протяжении восемнадцати лет - с 1992 по 2010 годы. Скончался в одной из мюнхенских клиник после операции на сердце. И хотя шел ему уже 84-й год, умирать он не собирался. Об этом говорят его близкие, да и я сама, проработав в его журналистском пуле почти пятнадцать лет, уверена в этом.

Даже потеряв пост, он не впал в депрессию. Занялся любимым сельским хозяйством - выращивал в своем хозяйстве в Калининградской области гречиху и баранов, продолжал писать книги. Был он крайне жизнелюбивым и энергичным. Одни его любили, другие ненавидели, но равнодушных не было точно.

Сам же он, коренной москвич, был предан Москве и успел сделать для нее немало. Сын плотника, выросший в бараке у Павелецкого вокзала, больше всего любил строить жилье и устраивать новоселья. Это при нем выросли новые современные районы Марьинский Парк и Новокосино, а на месте бывших полей аэрации - Люблино и Кожухово. Помню, как в 1996 году сам сел за руль бульдозера и снес первую пятиэтажку из числа "хрущоб". А с одной из государственных трибун сказал: "Хрущевками пришла пора заниматься. Они строились из расчета срока эксплуатации на 25 лет, а прошло уже 50. Скоро начнется их массовый обвал". И Москва первой в России начала массовую замену жилого фонда периода первого индустриального домостроения. А еще он обожал строить дороги. Впрочем, любовь эта, скорее всего, была вынужденной. Ведь когда он встал у руля Москвы, в городе всего было 500 тысяч машин. Потом их количество начало нарастать с космической скоростью. Миллион, два, три миллиона, а с ними с еще большей скоростью уплотнялись пробки на дорогах. И если бы Лужков не успел построить Третье транспортное кольцо, город точно к моменту его ухода задохнулся бы в транспортном коллапсе. Он взялся было уже за прокладку и четвертого кольца. Достроить не успел, но основу будущей юго-восточной хорды, которая строится сейчас в городе в составе хордового кольца, все-таки заложил. Да и реконструкцию Ленинградки, магистрали, которая напрямую связывает международный аэропорт Шереметьево с Кремлем, начал по-строительному азартно.

...Я не знаю, что сказал Юрий Михайлович в 2014 году, когда Крым снова стал наш. Зато помню другое. Из года в год во время всей своей политической карьеры он не уставал повторять: "Севастополь - город русской славы. И несмотря ни на что остается русским городом". Это были не просто слова. В тяжелое для города время Москва поддерживала из своего бюджета наш Черноморский флот, который продолжал базироваться на Украине. Помню, однажды мы с мэром прилетели позже, чем планировали. Хозяева - морячки еще ракетного крейсера "Слава" - позвали нас поужинать. Человек на 10 открыли какую-то банку рыбных консервов и нарезали хлеба: "Извините, у нас было несколько котлет, но мы думали, что вы уже не приедете, и съели". С тех пор продовольственные десанты в Севастополь из столицы стали регулярными. Да и сам крейсер, если бы не Лужков, давно бы ушел под нож - такое решение было уже принято. Но Юрий Михайлович добился, чтобы его реконструировали. Теперь это один из лучших ракетоносцев - крейсер "Москва". Лужков же каждый год в августе, на День Военно-морского флота, обязательно летал поздравить его экипаж с праздником. Украинские власти дважды объявляли его персоной нон-грата и разворачивали в аэропорту Симферополя, но разве этим можно было его остановить?

На вырученные от продажи кепки деньги купили самое современное оборудование для выхаживания недоношенных детей в один из роддомов Западного округа

Журналистов мэр любил, уважал. Всегда готов был ответить на любые вопросы. И уж точно нигде не бросал. Однажды в Париже, например, когда журналисты застряли в пробке, мэр просидел, ожидая нас, в самолете шесть часов, пока мы не доехали до аэропорта. Чиновники клятвенно его заверяли: "Летите, Юрий Михайлович. Отправим их первым же рейсом". Лужков на это твердо сказал: "Со мной прилетели, со мной и домой вернутся".

Да что там Париж... В другой раз полетели в Горно-Алтайск, куда мэр отправился посмотреть, как работает предприятие по производству волостанита. В Москве этот природный минерал добавляли в краску для дорожной разметки - с ним она дольше держалась. Прилетели на Алтай двумя Ми-8. А один вертолет возьми да и сломайся. Чиновники первыми погрузились в исправную машину и поджидали градоначальника, поглядывая в окна иллюминаторов. Он приехал, посмотрел.

- А что это пишущая братия сиротливо на краю поля стоит?

- Вертолет сломался, - объяснили ему.

- Сажайте, вместе полетим, - скомандовал Лужков.

- Будет перегруз.

- Ну тогда выходите вы, а вы, ребята, садитесь.

Так и оставили чиновников в поле на Алтае. Правда, на другой день увидели их уже в мэрии, на Тверской.

А еще был Юрий Михайлович человеком очень увлекающимся. Его коллекция кепок насчитывала сотни полторы. Каких только там не было кепок: и белые холщовые - на жару, и черные бархатные - парадно-выходные. Была даже серебряная, из серебра чистой 99-й пробы. Подарила ему ее на юбилей гильдия ювелиров. "Российская газета" однажды раскрутила мэра: "Юрий Михайлович, зачем пылиться вашему дорогому убору? Давайте продадим его у нас в "РГ" с аукциона, а вырученные деньги отправим на благотворительные цели детям". Он согласился не раздумывая. Было это в 2007 году. Вести аукцион пригласили Леонида Якубовича. И что вы думаете? Продали серебряную кепку за миллион долларов! Купил первый замгенерального директора ДСК-1 Андрей Паньковский, объяснил: "В музей берем. Для нас, строителей, кепка Лужкова - это символ строящейся Москвы. Пусть и дальше помогает нам обновлять столицу". На вырученные деньги купили самое современное оборудование для выхаживания недоношенных детей в один из роддомов Западного округа.

Впрочем, о детях Лужкову можно было и не напоминать. На всех заседаниях правительства города все "детские" вопросы с подачи его первого зама по социальным делам Людмилы Швецовой решались в первую очередь. А в канун Рождества у Лужкова была еще одна традиция. В храме Христа Спасителя он встречался с сиротами из детских домов. Поздравлял их с наступающим праздником, рассказывал про свое страстное увлечение пчеловодством и дарил ребятам 10 сорокалитровых бидонов меда с личной пасеки. Когда ему однажды рассказали анекдот от москвичей про своего мэра, смеялся как ребенок. Анекдот же такой. Один москвич жалуется другому:

- Замучили меня лужковские пчелы на даче - летают и летают.

- Откуда ты знаешь, что они лужковские? Ты живешь на востоке, а он - на западе.

- Так они же в кепках летают...

Соболезнования

Он был политиком своего времени

На смерть Юрия Лужкова откликнулись многие политики, деятели науки и культуры. Все они отметили, что за относительно недолгий период Юрию Михайловичу удалось создать эпоху, довольно значимую даже в контексте многовековой истории Москвы.

"Юрий Михайлович Лужков был личностью поистине неординарного масштаба, - заявил президент Владимир Путин. - Ярким и смелым политиком, энергичным и талантливым организатором, открытым и радушным человеком. Настоящим градоначальником столицы, которого уважали и которому доверяли москвичи".

Соболезнования родным, близким и коллегам Юрия Лужкова выразил и премьер-министр Дмитрий Медведев. "Очевидно, что у них были не самые простые отношения", - напомнил пресс-секретарь главы правительства Олег Осипов. Он призвал не забывать при этом, что Лужков возглавлял Москву в самый сложный для города период.

Одним из первых выразил свои соболезнования мэр Москвы Сергей Собянин. "Мне искренне жаль, что не стало этого энергичного жизнерадостного человека, который возглавлял Москву в сложный постсоветский период, много сделал для города и москвичей. Соболезную родным и близким", - написал Собянин в Twitter.

"Та Москва, которая ему досталась, была в тяжелейшем состоянии, - заявил журналистам депутат Госдумы Владимир Ресин, возглавлявший при Лужкове городской стройкомплекс. - Был момент, когда он сказал: "А зачем я за это взялся?" Настолько была сложная ситуация: пустые полки, грязные улицы, криминал. В театр люди боялись пойти. Он сумел за 18 лет сделать то, что требовало время, в которое он работал".

Москва при Лужкове переживала многие последствия постсоветского периода, подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин. "Он был политиком своего времени, и с его именем в то сложное время многие москвичи связывали изменения своей жизни к лучшему", - сказал спикер нижней палаты парламента.

Среди тех, кто отозвался на трагическую новость, был и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. "За долгие годы работы Юрию Лужкову удалось сделать из советской столицы мегаполис мирового уровня", - написал он в Instagram.

Не все преобразования в столице одинаково воспринимались горожанами, встречались полярные оценки деятельности градоначальника. Несмотря на это, имя Юрия Лужкова должно быть увековечено, уверен спикер Мосгордумы Алексей Шапошников.

Подготовил Сергей Бабкин

В регионах Общество Утраты Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Юрий Лужков