Микрорайон Малышево расположен вдоль одной из самых больших зеленых зон Воронежа. Она является частью государственного лесного фонда и создана искусственно: сосны сажали, чтобы защитить сельхозугодья от эрозии, а соседние поселки - от пыли.
"Воронеж почти со всех сторон окружен песчаными почвами, - напомнили местные жители. - До пятидесятых годов прошлого века пыльные бури были привычным явлением. Справиться с бедствием помогла массовая высадка сосен на угодьях, которой наши бабушки и дедушки собственноручно занимались больше 70 лет назад. Защитные городские леса, подобные Малышевскому, появились на московском и ростовском направлениях".
Они забили тревогу несколько лет назад, когда выяснилось, что часть зеленой зоны была передана коммерческой структуре под песчаный карьер. Компания получила лицензию на разработку недр. К 2048 году она должна освоить 30 с лишним гектаров земли.
- В ходе выездной проверки мы увидели, что вырублено более 10 гектаров защитного леса, - сообщила активистка отделения ОНФ в Воронежской области Надежда Бокарева. - В центре зеленой зоны зияет огромная дыра, которая нынешней осенью расширилась. Причем под нож пошли взрослые и здоровые сосны, хотя рядом - около 10 гектаров горельника, где практически ничего не растет.
Сейчас между карьером и жилыми домами в Малышево - менее километра зеленых насаждений. Осенью и весной здесь дуют сильные ветра, и люди боятся, что рано или поздно в их дворы принесет тучи песка.
- Жители микрорайона неоднократно обращались к властям с требованием закрыть карьер. В ответ слышали, что к недропользователю претензий нет, все законно. Вопрос спорный, - считает Бокарева. - Лесной кодекс РФ запрещает сплошную рубку в лесах, которые выполняют функции защиты природных и иных объектов, в том числе для разработки месторождений полезных ископаемых. Да и целесообразность подобной деятельности в городской черте весьма сомнительна.
В 2019 году решением депутатов областной думы Малышевский лес был включен в состав "зеленого щита", напомнили в реготделении ОНФ. По мнению общественников, песчаный карьер в границах особой лесопарковой зоны обесценивает саму идею ее создания. Общественники попросили департамент природных ресурсов и экологии области остановить разработку недр и содействовать горнотехнической и биологической рекультивации уже освоенных территорий.
- Недропользователю можно предоставить другой участок, который располагается вдалеке от населенных пунктов и лесов. В регионе таких мест достаточно, - добавила Надежда Бокарева.
Как пояснили "РГ" в правительстве области, лицензия на разработку Малышевского месторождения была выдана ООО "Воронежнедра" департаментом природных ресурсов и экологии 2 июля 2017 года. Целевое назначение работ, согласно документу, - добыча строительных песков.
На основании лицензии, в соответствии со статьями 43, 72 и 73.1 Лесного кодекса РФ, между управлением лесного хозяйства Воронежской области и ООО "Воронежнедра" были заключены договоры аренды участков площадью 11,98 и 2,5 гектара для геологического изучения недр и разработки месторождений в кварталах 64 и 65 Гремяченского участкового лесничества.
"Проекты освоения лесов получили положительное заключение госэкспертизы. Предоставленные в аренду участки являются землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, и не имеют отношения к городским лесам. Согласно части 3 статьи 111 и части 5.1 статьи 21 в защитных лесах разрешено осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе с проведением сплошных рубок лесных насаждений", - отметили в правительстве.
Чиновники также подчеркнули, что территория карьера в Малышево не вошла в лесопарковый зеленый пояс города. Это было исключено в соответствии со статьей ст. 62.1 федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Как следует из данных норм, если земельные участки уже указаны в лицензии на пользование недрами или кем-либо подана заявка о предоставлении такого права, если запасы полезных ископаемых на месторождении, которое находится в лесу, поставлены на государственный баланс, то включить участки в состав лесопаркового зеленого пояса нельзя.
Соответственно, хотя Малышевский лес в целом и является "щитом", "пробоина" в нем в виде песчаного карьера обусловлена нормами федерального законодательства. И те участки, где начата добыча, под охрану не брались.
А что же ждет это место после того, как месторождение истощится?
"Согласно части 3 статьи 13 Лесного кодекса РФ, объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадает надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации, - сообщили в управлении лесного хозяйства Воронежской области в ответ на запрос "РГ". - В случае использования лесного участка с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых - на нем будет проведено либо компенсационное лесовосстановление, либо рекультивация земель".
"РГ" проследит за развитием ситуации.