Смена концепции понадобилась в связи с тем, что созданные относительно недавно центры с развитием мобильных цифровых технологий стали терять популярность у населения. А развитие и содержание офисов требует серьезных затрат: в настоящее время в стране действует более 2700 МФЦ, имеющих около 10,5 тысячи отделений. Удаленное получение госуслуг, в том числе государственных, а также развитие суперсервисов на порталах государственных услуг сделали судьбу центров достаточно неопределенной.
О падении популярности МФЦ говорят и результаты социологических исследований. Летом 2019 года Нижегородский институт проблем социального управления спросил у нижегородцев, пользовались ли они когда-нибудь МФЦ для получения госуслуг.
Более 42 процентов ответили утвердительно, при этом треть из них считают себя постоянными клиентами центров. Примерно 15 процентов слышали о такой возможности, но предпочитают получать услуги через Интернет. Четверть опрошенных затруднились с ответом, вероятно, не имея информации о функциях офисов МФЦ. Более 18 процентов не видят необходимости в госуслугах вообще.
Изюминка концепции трансформации МФЦ в том, что эта разветвленная система может быть использована предпринимателями как канал доставки своих услуг до потребителя. Уже сейчас МФЦ многих регионов Приволжья предлагают широкий спектр негосударственных услуг гражданам и предпринимателям. При этом существует возможность стать как потребителем, так и заказчиком услуг.
Лидером является Пензенская область, активны Самарская и Оренбургская области, республики Чувашия и Башкортостан. В Мордовии предоставляется 18 услуг собственного производства. Остальные регионы ПФО только начинают работать в данном направлении.
Свои услуги через "единое окно" предлагают государственные и муниципальные предприятия, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Спектр услуг также достаточно широк: страхование, консалтинг, образование и банковские, даже перевод текстов на иностранные языки, оформление виз и туристических путевок.
Причины неравномерной погруженности регионов в процесс трансформации многофункциональных центров могут быть разными. Основная - низкая информированность предпринимателей о возможностях этого канала товародвижения. Кроме того, не существует пока внятной политики работы МФЦ с бизнесом в качестве агента. Иными словами, каждый регион и даже отдельный офис может выдвигать свои условия входа предпринимателя в систему: размер агентского вознаграждения, стоимость "входного билета на полку" и так далее. Здесь ключевую роль, пожалуй, сыграет не общий регламент, а KPI руководителя МФЦ по привлечению коммерческих организаций к сотрудничеству. Третьим в порядке упоминания, но порой блокирующим по значимости, является готовность информационной системы МФЦ решать подобного рода задачи.
Обращаясь же к статистике, можно констатировать, что предпринимательская активность все же является главным фактором развития и двигателем любой трансформации.