Желание минимизировать издержки присуще любому бизнесу. И отказ от железнодорожных перевозок в пользу автотранспорта вполне понятен в первую очередь по экономическим соображениям, полагает президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС) Михаил Синев. Во-первых, цены на доставку скоропортящихся грузов по железной дороге специализированным подвижным составом примерно в 2,5 раза выше, чем универсальным.
При этом для самих железнодорожников разницы нет: в обоих случаях это контейнер с одинаковыми габаритами и одинаковым грузом.
Поэтому в соответствии с новыми правилами Минтранса перевозка скоропортящихся грузов возможна и без соблюдения специальных требований: "в крытых вагонах и универсальных контейнерах, если они специально предназначены или специально оборудованы для перевозок таких грузов". При этом что значит "специально", нормативные документы не расшифровывают. В документе есть отсылка к требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", а там указано лишь, что "вагоны, предназначенные для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов, должны обеспечивать температуру, влажность, показатели воздухообмена в пределах допустимых значений".
- Велика вероятность, что компании, которые использовали автотранспорт как средство доставки грузов, не перейдут на железную дорогу, - считает Синев. - Риски порчи продукции там многократно выше, чем на автомобильном транспорте, где груз всегда сопровождает водитель. А вот грузоотправители могут теперь сэкономить и выбрать более дешевый подвижной состав, что для них будет очень актуально, если учесть, насколько перекошены железнодорожные тарифы не в пользу специализированного парка.
При таких размытых требованиях недобросовестным предпринимателям больше не надо отправлять мясо под видом макарон. Тем более что возможность перевозить пиво, соки и алкогольные напитки в зимний период года и масложировую продукцию, а также свежие овощи и фрукты в летний давала столь необходимую для данного рынка обратную загрузку специализированных транспортных средств. Однако новые правила фактически исключают такую возможность, поэтому "бизнес в области перевозок скоропорта в специализированных транспортных средствах станет стабильно убыточным, и изменить эту ситуацию одними только усилиями операторов невозможно", полагает эксперт.
Игроки рынка фактически с ним согласны. Еще до вступления в силу новых правил железнодорожники специальной телеграммой разрешили перевозку скоропорта в особых условиях, и это уже привело к оттоку бизнеса из этой сферы.
- Рефрежираторов в специальные сезоны не хватает для всех грузоотправителей, это приводит к дефициту и, как следствие, к квотам и росту тарифов на перевозки, - добавляет Эмиль Мартиросян, доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
- Я думаю, само нововведение и правила приведут к росту закупок (лизинга) транспортными компаниями рефрижераторов, которые операционно все равно требуются рынку в бездефицитном режиме.
Косвенно, полагает эксперт, изменения на железнодорожном рынке приведут к сокращению транспортных тарифов на автомобильном рынке рефперевозок. То есть конечный потребитель продуктов должен только выиграть.
Отметим, что одним из основополагающих принципов российского гражданского права является презумпция добросовестности: любой участник правоотношений считается добросовестно исполняющим свои обязательства до тех пор, пока не будет установлено и доказано обратное. На этот принцип уповают и составители новых правил: "Грузоотправитель должен обеспечивать согласование с грузополучателем условий перевозки скоропортящегося груза, в том числе используемый вид подвижного состава (род вагона) или тип контейнера". И, похоже, ажиотажного спроса не возникло. Например, с момента вступления в силу телеграфного указания за первые два месяца на станциях ОЖД было заключено всего четыре договора на перевозку грузов на особых условиях, сообщил и. о. начальника службы корпоративных коммуникаций ОЖД Дмитрий Головкин.
- Коммерческие акты по фактам понижения качества скоропортящихся грузов отправлением со станций Октябрьской железной дороги не составлялись, - добавил он. - Случаев расторжения договоров на перевозку скоропортящихся грузов на особых условиях по фактам снижения качества груза не было.