Дом кино в Екатеринбурге, основная фестивальная площадка "Кинопробы", как обычно в начале декабря, становится молодежным дискуссионным клубом мечтающих о кино и делающих в нем первые профессиональные шаги. Для молодых, начинающих и для всех, кто любит учиться, проводили мастер-классы именитые кинематографисты - Ульрих Зайдль, Юлия Ауг, Алексей Федорченко, композитор Александр Пантыкин, классик анимации Игорь Ковалев. Рассказывали о своем опыте поддержки в создании авторских фильмов руководители зарубежных киностудий. Например, таких как Университет кино имени Кондрада Вольфа (Германия) и знаменитый польский "Се-ма-фор". Збигнев Жмудски, основатель и продюсер этой студии в Лодзи, был поражен, что даже чуть опоздавшим уже некуда было втиснуться в битком набитый зал - настолько велик интерес к польской анимации, оригинальной и острой.
Для "Кинопробы" нашел время в своем напряженном графике знаменитый своими шоковыми картинами на стыке игрового и документального кино австрийский режиссер Ульрих Зайдль. Рассказал, что свой первый фильм "Метр с кепкой" снял, когда был студентом Венской школы искусств. Решил начать с документального кино - там не нужно было проводить сценарий через множество комиссий и согласований. Дебют Зайдля, показанный на "Кинопробе", - это зарисовка о людях, родившихся карликами, о том, как им живётся среди гулливеров обычного человеческого роста. После второго фильма Зайдлю пришлось покинуть уважаемое учебное заведение - его работы слишком выламывались из общепринятых стандартов. Дальше учился самостоятельно, что не помешало ему стать одним из самых известных и своеобразных кинорежиссёров мира. Мастер поделился информацией о своем новом проекте, исследующем мужскую сексуальность, взаимоотношения в семье и разницу в восприятии сексуальности разными поколениями. В центре истории - престарелый отец и два его взрослых сына, живущие в разных странах. Уже отснято 200 часов материала, впереди самое сложное, как говорит режиссер, - монтаж и постпродакшн.
Наталья Мирзоян, член жюри анимационного конкурса, на своем мастер-классе эксклюзивно для участников и гостей "Кинопробы" представила предпремьерный показ своего нового мульта "Привет, бабульник!" - про то, как одна маленькая девочка встречала Новый год со старушками. Сначала Маше было очень грустно, что родители оставили ее в новогоднюю ночь у бабушки, а потом стало очень интересно, потому что к бабушке пришли ее подружки. Все оказались большими озорницами и выдумщицами. Милая и славная история получилась, просто любо-дорого, - смотри и радуйся. Именно такой анимации ждёшь от "Союзмультфильма" - сделанной в лучших традициях знаменитой студии, когда мультик - как лучик солнечного света. Добрый, тёплый, забавный, отлично нарисованный, близкий детям и взрослым, всем понятный и родной. Художник - Алиса Юфа. Старушек-веселушек фильма с огромным удовольствием озвучили питерские чудо-актрисы старшего поколения: Татьяна Пилецкая, Лилия Малкина, Кира Крейлис-Петрова - для них кино Натальи Мирзоян стало первым опытом работы в анимации.
Именно с анимации шестнадцать лет назад и начиналась "Кинопроба". Со временем фестиваль вырос и окреп, конкурсных программ стало три, по всем основным направлениям: кино игровое, анимационное и документальное.
Анимации был посвящен питчинг новых проектов. Победила в нем Лиза Старикова из Екатеринбурга с будущим фильмом "На глубине". Шеф-редактор "Союзмультфильма" Сергей Капков пригласил ее в Москву для переговоров о совместной работе на легендарной студии.
За несколько дней фестиваля его участниками были сняты короткие фильмы - впервые в технологии виртуальной реальности VR. Руководил процессом режиссер и продюсер Андрей Сильвестров. Снимали на улицах Екатеринбурга: молодые ребята "экранизировали" девять стихотворений гениального поэта Бориса Рыжего, всю свою короткую жизнь прожившего в Свердловске.
В конкурсных программах в общей сложности участвовало 128 работ - короткие фильмы начинающих режиссеров. Отдельно оцениваются программы киношкол. Лучшей стала Киношкола Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Ее программное отличие от других состоит в том, что документалистика этого направления не нуждается ни в каких подпорках в виде музыки и закадрового текста. Ее можно охарактеризовать названием одного давнего фильма "принципиальный и жалостливый взгляд": правдивость, жесткость, лишенная любых сантиментов и украшательств, но при этом большое сочувствие к людям.
Лучшим неигровым дебютом были признана лента Дарьи Исмагиловой "Самолет" - о том, как Сергей Крупнов, житель Свердловской области, в течение многих лет целиком отдает себя детской мечте - строит двухместный самолет, который сам сконструировал, надеется и верит в чудо и предстоящий полет.
Среди награжденных - эмоциональная драма о подростках "Пацанчики" Кристины Александровой, студентки ВГИКа, и дебютный фильм Романа Померанцева "Литвяков к человеку" - об известном режиссере документального кино, основателе фестиваля "Послание к человеку" в Санкт-Петербурге.
Гран-при фестиваля присуждается общим решением трех жюри, игрового, анимационного и документального конкурсов. Обладателем этой награды стал фильм "Топливо" Михаила Архипова с Никитой Кукушкиным в главной роли.
Председатель игрового конкурса Алексей Федорченко сказал на закрытии, что если бы понадобилось одно определяющее слово, чтобы охарактеризовать настроение почти всей игровой программы (кстати, звучавшее в нескольких фильмах), то это слово "опустошение".
После окончания фестиваля я попросила Алексея подробнее рассказать о своем впечатлении от конкурса. Вот его ответ:
- От большинства работ у меня сложилось такое ощущение, что они сделаны в 90-е годы. И по картинке, и по истории, и по смыслам, по настроению. Какая-то депрессия. А может, давление мастеров старшего поколения - не знаю. Как будто не было последних двадцати лет, за которые много всего происходило, как будто вообще ничего не менялось. Нет новаторских приемов, в основном все старое, малоинтересное. Было несколько ярких фильмов, которые выделялись из общей массы. Каждый из них был достоин Гран-при. Все жюри предлагали лучший фильм из своей программы. Мы долго спорили. В анимационном конкурсе меня поразил фильм "Дочь". Его режиссер - Дарья Кащеева, очень талантливая русская девушка, которая учится в Праге на кафедре анимации в Академии музыкального искусства. У нее новаторская по технологии, рукотворная авторская работа. Она соединила кукольную анимацию с рисованной, использовала стоп-моушен и свободную камеру. То есть двигался не только рисунок на кукле, но и камера, отсюда возникало впечатление, что все снималось в реальном времени. Я анимацией занимаюсь давно, почти в каждом моем фильме она есть, но я долго не понимал, как Даша это сделала - очень круто! Там немного по драматургии недотянуто, с моей точки зрения, сценарий мог быть лучше, поэтому на Гран-при я за нее не голосовал. Но в целом - прекрасная работа.
А самым художественно цельным, продуманным и безукоризненно выполненным оказалось "Топливо". Это лучший фильм по итогам года. Вообще, мне очень нравится этот фестиваль. Он всегда будет молодым. Приятно видеть юные одухотворенные лица, огромный интерес к кино, желание в нем разобраться. На "взрослых" фестивалях часто бывает скучно, кажется, что все устали, приуныли и не ждут открытий. А здесь каждый раз всё происходит заново, как впервые - что может быть лучше!..
Гран-при - "Топливо", реж. Михаил Архипов, Россия.
Лучший игровой дебют - "Плохие люди", Гиорги Таварткиладзе, Грузия.
Лучший неигровой дебют - "Литвяков к человеку", Роман Померанцев, Россия.
Лучший анимационный дебют - "Наводнение", Малте Штайн, Германия.
Лучший учебный анимационный фильм - "Здравствуйте, родные", Александр Васильев, Школа-студия "ШАР", Москва.
Лучший учебный игровой фильм - "Чудо-девочки", Анастасья Дабровска, Силезский университет в Катовицах, Польша.
Лучший учебный неигровой фильм - "Далеко", Айназ Турдуматова, Кыргызстан.
Лучшая программа киношколы - Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Москва.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"