Результаты нацпроекта "Образование" за 2019 год оценит Минобрнауки

Подходит к концу первый год реализации национального проекта "Образование". В его рамках - три федеральных проекта, за которые отвечает министерство науки и высшего образования. О самых значимых итогах года "Российской газете" рассказывает замминистра науки и высшего образования Марина Боровская.
РИА Новости www.ria.ru

Марина Александровна, российские вузы "наращивают" массу в международных рейтингах. В этом году три наших университета вошли в топ-100 авторитетного рейтинга Times Higher Education (THE) по физике, а в рейтинге агентства QS по вузам стран Восточной Европы и Центральной Азии Россия и вовсе заняла весь "пьедестал". Как планируете поддерживать такую высокую планку?

Марина Боровская: Действительно, российские вузы стали чаще попадать в глобальные рейтинги. Но присутствие в рейтинге - не самоцель, а лишь индикатор сильных и слабых сторон каждого конкретного вуза. Университеты прежде всего должны концентрироваться на своем развитии - тогда и рейтинг будет в порядке.

В 2019 году в топ-500 институциональных рейтингов входит 16 российских университетов. В 2012 году их было семь. А всего сегодня в международных глобальных рейтингах присутствует 48 отечественных вузов.

В этом году мы также дали старт пилотному проекту по взаимодействию ведущих университетов с региональными вузами. Таким образом решается задача востребованности всей системой высшего образования опыта лучших университетов из числа тех, кто уже входит в различные "топы", а коллеги могут делиться своими программами и разработками и в науке, и в образовании. Проект рассчитан на два года, общий объем финансирования - 100 миллионов рублей.

Одна из целей нацпроекта "Образование" - в каждом федеральном округе должен появиться как минимум один университет мирового класса, качество образования в котором будет иметь и международное признание. Чтобы школьники и их родители были уверены, что они могут получить хорошее образование у себя в регионе. Тогда и работодатели будут понимать, что выпускники таких вузов - специалисты высокого уровня.

Мы также рассчитываем, что сложится сеть из не менее 80 опорных университетов, которые на очень серьезном уровне будут готовить специалистов для базовых отраслей российской экономики.

Так же, как и рейтинги, если не в большей мере, о качестве профессиональной подготовки в вузе говорят его выпускники. Вернее, то, как и где они работают. Министерство отслеживает этот процесс?

Марина Боровская: Для университета одна из самых важных задач - трудоустройство выпускника. Минобрнауки уже четвертый год ведет мониторинг трудоустройства выпускников вузов. Недавно был объявлен конкурс на актуализацию методики мониторинга. Дело в том, что до сих пор учет шел не по всем категориям. От этого картинка иногда "сбоила". Для нас очень важно создать систему учета выпускников, их будущих мест работы - предельно полную и предельно открытую. Новая методика обязательно будет учитывать тех выпускников, кто решил учиться дальше, кто находится в декрете или на срочной службе, а также категорию "самозанятых".

Работодателям вместе с вузом надо участвовать в разработке и реализации образовательных программ

Но по последним данным, три четверти выпускников вузов говорят о том, что они получают диплом, а к будущей работе это не имеет никакого отношения. Проще говоря, они идут работать не по специальности. Как решать проблему?

Марина Боровская: Вопрос подготовки специалистов, которые смогут работать на самом современном оборудовании, очень важен сегодня. И решать его нужно сообща: университетам, учреждениям среднего образования и работодателям. Работодателям не надо ждать, когда из университета на предприятие придет абсолютно подготовленный сотрудник. Надо участвовать вместе с вузом в разработке и реализации образовательных программ, в оценке знаний на экзаменах и в работе государственных аттестационных комиссий.

Программа любого вуза сегодня, конечно, включает практическую подготовку. Но ее совершенно точно должно быть больше. Образовательные программы по различным специальностям должны на 15-25 процентов состоять из практики.

Одним из значимых моментов нацпроекта стало продвижение российского образования за рубежом. Что уже сделано?

Марина Боровская: Мы провели 11 конкурсов, в том числе на создание зарубежных ресурсных центров. В средствах массовой информации 26 стран мира запущена информационная кампания о российском образовании, и объем информирования будет только расти. Сегодня мы разрабатываем меры по совершенствованию правил въезда в Россию и пребывания на ее территории иностранных граждан. Также наши специалисты провели мониторинг показателей международной деятельности вузов, так сказать, оценили их экспортный потенциал.

Какие еще ключевые мероприятия нацпроекта "Образование" прошли в 2019 году?

Марина Боровская: Например, образовательный интенсив "Остров 10-22". В Сколковском институте науки и технологий "Остров" прошел уже во второй раз. Его цель - создание команд региональных университетов, которые смогут менять подходы в подготовке кадров для технологического развития России. Интенсив собрал на своих мероприятиях более 4,5 тысячи человек - участников управленческих команд вузов, включая ректоров, проректоров, экспертов, представителей региональных и федеральных органов власти и бизнеса. Всего на "Остров" собрались представители 137 вузов, причем 16 из них - иностранные. А это в пересчете на студентов - около полутора миллионов!

На интенсиве команды вузов запустили 348 межвузовских проектов в области управления на основе данных, совместного развития технологий искусственного интеллекта и других направлений. Для поддержки этих проектов после завершения "Острова" впервые запущена сервисная модель соглашений о взаимодействии участников.

Благодаря "Острову 10-22" вузы смогут уже в этом учебном году предложить своим студентам персональные образовательные траектории с поддержкой искусственного интеллекта и с использованием цифровых ресурсов Университета 20.35, а также вовлечь студентов в проектную деятельность. 100 вузов совместно с ИТ-компаниями запустили на "Острове" проект по развитию искусственного интеллекта, который стал самым масштабным сетевым проектом в мире.

С 2021 года стартует новая волна Проекта "5-100". Расскажите, что ждет потенциальных участников?

Марина Боровская: Проект "5-100", который направлен на повышение глобальной конкурентоспособности российских вузов, с 2021 года будет расширен. Предполагается, что в новом конкурсном отборе примут участие около 50-60 университетов из разных регионов, чтобы таким образом охватить все федеральные округа Российской Федерации. Планируется, что с 2021 года не менее 30 университетов станут участниками программы повышения конкурентоспособности.

Как министерство обеспечивает доступность высшего образования?

Марина Боровская: Государство, как и прежде, гарантирует доступность высшего образования в рамках контрольных цифр приема. Вузы получают финансирование, студенты и преподаватели - социальные гарантии. Кроме того, в 2019 году минобрнауки обеспечило господдержку образовательного кредитования. Выдано более 2500 образовательных кредитов в 370 вузах.

Между тем

В конце года минобрнауки объявило победителей седьмого конкурса на получение мегагрантов. Победителями стали 36 научных центров и вузов, которые получат средства из федерального бюджета на исследования по приоритетным направлениям науки и техники. Всего минобрнауки планирует выделить на это 3 миллиарда рублей.

"Сегодня одна из ключевых задач - привлечение в научную деятельность молодых исследователей, - сказал министр науки и высшего образования Михаил Котюков, подводя итоги конкурса на заседании Совета по грантам. - За последние десять лет число ученых в возрасте до 39 лет выросло с 117,1 до 157,8 тысячи человек. В науку приходят сильные, талантливые молодые люди. С каждым годом также растет число претендентов на мегагранты. И ежегодно около двух тысяч молодых ученых принимают участие в исследованиях, поддержанных мегагрантами. Максимальный объем одного мегагранта - 90 миллионов рублей.