Новости

10.12.2019 18:05
Рубрика: Общество

Навыки льются с экрана

Чаще всего в онлайне изучают языки, психологию и личностный рост
Россияне стали больше тратить на онлайн-образование: средний чек за мастер-классы, курсы и тренинги в Сети за два года вырос более чем на 20 процентов, посчитали Яндекс.Касса и Нетология. Причем больше всего люди тратят на изучение иностранных языков онлайн в среднем по 9874 рубля.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

Эксперты объясняют такой размер среднего чека тем, что обычно пользователи сразу оплачивают целый курс, а не отдельные занятия. За год один пользователь тратит на онлайн-обучение иностранным языкам в среднем 36 441 рубль.

Оборот рынка онлайн-образования в целом вырос более чем на 60 процентов, почти 70 процентов составляют языковые курсы. Второе место заняли курсы по психологии и эзотерике (6 процентов от общего объема рынка), третье - тренинги по личностному росту (10 процентов).

Пока только 8 процентов россиян имеют опыт обучения онлайн, при этом 44 процента пользователей получали дополнительное образование после окончания вузов. Столько же россиян заявили о нехватке профессиональных навыков, 13 процентов - о нехватке знаний. Около 40 процентов не исключают возможности учиться онлайн в будущем, 14 процентов хотели бы освоить новую профессию и сменить специальность.

Участники образовательного рынка отмечают, что существует глобальная тенденция на снижение ценности фундаментального образования как такового. Традиционная система образования не успевает подстраиваться под сегодняшний ритм жизни и тренды профобластей, поэтому ему на смену пришло онлайн-обучение.

- Для работодателя наличие дипломов из онлайн-школ у кандидата является в первую очередь свидетельством их желания развиваться в профессии и изучать новые компетенции, следовательно, такой сотрудник будет ценным для бизнеса, - указала руководитель Службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова. - Кроме того, среди преподавателей таких курсов часто выступают сами владельцы бизнеса, которые представляют в своих программах реальные кейсы.

Растущий интерес россиян к онлайн-образованию побуждает бизнес обращать внимание на эту нишу. В EdTech готовы вкладывать все больше инвесторов

Бренд компаний на рынке онлайн-образования пока еще не так важен для соискателей, больше важна тема необходимого обучения. Наибольший интерес среди онлайн-курсов вызывает изучение иностранных языков, подтвердила Мария Игнатова, также востребованы курсы по развитию личной карьеры, управления персоналом и новыми технологиями (Big Data, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность и другие).

Растущий интерес россиян к онлайн-образованию побуждает предпринимателей обращать внимание на эту бизнес-нишу. В EdTech (образовательные технологии. - Ред.) с каждым годом готовы вкладывать все больше инвесторов. Причем главной мотивацией создавать технологичные образовательные продукты большинство из основателей называют заработок - 37 процентов считают бизнес в сфере образования высокодоходным, показало исследование "Барометр онлайн-образования". Почти 80 процентов основателей онлайн-школ ранее не работали в сфере образования, поэтому, как отметила основательница продюсерского центра онлайн-образования MyProduce Александра Дорофеева, сильного методологического бэкграунда у них, как правило, нет.

- Экспертиза и качество обучения могут быть ниже, если люди ориентированы только на то, чтобы заработать. А собственно обучить, довести до результата - на втором месте, - рассказала эксперт. - Люди, у которых накоплена большая экспертиза в образовании, не успевают передать свой опыт, потому что отстают в цифровизации. В отрасль приходят предприниматели, которые заново придумывают велосипед и создают рынок таким, каким они его видят.

Как показал "Барометр", в основном онлайн-школы создают контент для взрослой аудитории (42 процента), курсы для специалистов есть у 26 процентов школ. Чаще всего одна школа продает до 5 онлайн-курсов, средняя продолжительность каждого - от одного до трех месяцев. В одной школе обучается в среднем до 50 студентов. Компаний, которые прямо сейчас обучают более 10 тысяч человек, на рынке всего 3 процента. Такие школы предлагают самые продолжительные программы - от полугода до года, а лидеры среди них создают онлайн-образование в сегменте школьной программы.

В среднем за онлайн-курс придется заплатить от 10 до 50 тысяч рублей - столько стоят курсы для узких специалистов в какой-либо отрасли. Дорогие программы по цене от 100 тысяч рублей и выше предлагают всего 2 процента онлайн-школ. Такой впечатляющий ценник чаще всего на программы бизнес-образования и развития навыков личной эффективности для предпринимателей и компаний. Почти половина онлайн-школ использует уже существующие платформы.

- Онлайн-школы быстро запускаются и быстро выходят на первую выручку, - отметил венчурный инвестор Алексей Соловьев. - Не так сложно привлечь инвестиции, ведь если школа взлетит, то их возврата ждать недолго. Другой вопрос, что основатели онлайн-школ к инвестициям не стремятся, хотя с их помощью могут выйти на новый уровень.

Как показал опрос HeadHunter, только 47 процента россиян считают, что сертификат о прохождении онлайн-курсов повышает вероятность трудоустройства, 33 процента в это не верят. Скептиков по отношению к важности сертификатов для потенциального трудоустройства больше среди тех, кто находится не в поиске работы.

- Если смотреть на уровень позиции, то руководители скорее не считают, что наличие сертификата повысит шансы трудоустроиться (46 процентов), - рассказала Мария Игнатова. - Маркетологи (каждый второй) чаще других отмечают, что сертификат о прохождении онлайн-курсов повышает вероятность трудоустройства. Это может быть связано с тем, что для некоторых новых направлений этой сферы онлайн-курсы - единственный источник знаний.

Если сертификат о прохождении онлайн-курсов будет гарантированно влиять на трудоустройство, подавляющее большинство россиян (80 процентов) готово их проходить.

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Евгения Носкова
Общество Образование