С г-ном Хуан Сунь Жэнем, директором отдела науки и технологий, мы встретились накануне. Энергичный, очень улыбчивый. Никаких проблем с общением: учился в МАТИ, отлично владеет русским языком. Диплом защищал по самой актуальной теме - композиционным материалам.
Вообще первые совместные исследования российских и тайваньских ученых начались еще двадцать с лишним лет назад. Так, почти 280 проектов поддержал Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). И сегодня взаимовыгодное сотрудничество активно набирает обороты. Впрочем, как и финансирование.
Фундаментальные и прикладные исследования затрагивают не только важнейшие области физико-математических, технических, химико-биологических наук, философию, лингвистику, литературу. Это и суперсовременные направления: материаловедение, альтернативная энергетика, информационные технологии, механика и биомедицина.
А вот что рассказал "РГ" координатор международных проектов Российского научного фонда (РНФ) Сергей Коновалов:
- Мы сотрудничаем с Министерством науки и технологии Тайваня четыре года. Провели три конкурса: результаты по последнему объявим в ближайшее время. Поддержали и профинансировали 11 проектов на общую сумму 148 миллионов рублей. Гранты стандартные: от 4 до 6 миллионов рублей в год на проект. Одни проекты успешно завершились, другие продолжаются. Часть стартует в следующем году. Касаются абсолютно всех научных областей. Есть очень любопытные проекты по химии, медицине и биологии, сельскому хозяйству. Я уже не говорю об исследованиях, связанных с биоинжинирингом, микроэлектроникой, чипами, сенсорами, искусственным интеллектом, алгоритмами и системами анализа. Основные достижения в современной науке делаются международными коллективами ученых. Именно такие коллективы с амбициозными задачами мирового уровня мы поддерживаем в рамках партнерских программ.
Как подчеркнул представитель Тайваньского инновационного центра медицинского оборудования господин Е Цзянь Сянь, тесные контакты налажены и продолжают расширяться между специалистами, занимающимися разработкой лекарств, перспективной медицинской техники. Так, совместные исследования проводятся с институтом "Микрохирургия глаза" им. Федорова, Московским государственным университетом. Более того, National Cheng Kung University и МГУ получили совместный патент. И это впервые в истории научно-технического сотрудничества России и Тайваня.
В семинаре участвовали представители и российских научных организаций, и вузов.
- С Тайванем мы работаем с 2015 года, - говорит научный сотрудник Геологического института РАН Анфиса Пилицына. - Начиналось все неформально, но с этого года у нас грант РФФИ. Проект связан с изучением процессов формирования докембрийской континентальной коры. Проводятся полевые и лабораторные исследования. У коллег отличная приборная база.
Тесная кооперация связывает тайваньских специалистов и с университетом ИТМО в Санкт-Петербурге. Вот примеры. Ученые ИТМО и Тайваньского государственного педуниверситета разработали новый высокочувствительный метод исследования нелинейных оптических свойств веществ. Открыты возможности для диагностики, которых раньше не было. Еще один интересный проект ИТМО и университета Цинхуа - машинное обучение для гибридной квантовой обработки информации.
Михаил Угрюмов, академик РАН:
- Мы в Институте биологии развития РАН создаем новые технологии ранней диагностики нейродегенеративных заболеваний. В частности, разработали на экспериментальных моделях специфический, провокационный тест для ранней диагностики болезни Паркинсона. Он способен кратковременно вызывать нарушение двигательной функции у больного, который еще даже не подозревает о своем недуге.
Дело в том, что эта неизлечимая болезнь развивается в скрытой форме: никак не проявляется 20-30 лет. За это время погибает большая часть нейронов мозга, которые управляют двигательной функцией. Лишь после этого проявляются первые нарушения, больному ставят диагноз, но эффективность лечения уже крайне мала. Единственная надежда побороть недуг - поставить диагноз за много лет до первых симптомов. Когда можно применить превентивную нейропротекторную терапию.
Только что я был в военном медицинском госпитале Тайваня, а также в центре по разработке экспериментальных моделей. Коллеги проявили большой интерес. Договорились принципиально: проводить совместные доклинические исследования - на животных и клинические - на людях. Доклинические испытания нами уже успешно проведены в России на мелких лабораторных животных, но их надо дополнить исследованиями на обезьянах, которые в России по разным причинам практически недоступны. Мало того, нужно использовать неинвазивный метод, чтобы проанализировать механизмы действия нашего провокационного теста на мозг. Но в России нет ни одного подобного томографа для животных. А здесь есть и обезьяны, и это уникальное оборудование. Если нас поддержат с обеих сторон научные фонды, то есть все основания надеяться, что нам удастся впервые в мире создать уникальную технологию ранней диагностики тяжелейшего недуга.
Хуан Сунь Жэнь, директор отдела науки и технологий:
- Сотрудничество ученых России и Тайваня развивается очень плодотворно. Почему? У вас мощная фундаментальная наука, фундаментальные исследования. У нас - мощное производство, промышленность. Особенно, что касается электроники, полупроводников, медицины, искусственного интеллекта. А значит, есть все возможности использовать фундаментальные исследования в коммерческих продуктах.
Мы активно сотрудничаем с РАН, с международным медицинским кластером. В начале этого года на Тайване была делегация Сколково. Это новое для нас направление. Но очень интересное, поскольку в Тайване очень сильный научный технопарк. Приведу только одну цифру: каждый год результат от внедрения научных исследований под руководством Министерства науки и технологий Тайваня составляет 86 миллиардов (биллионов) долларов.