Как удалось дать жару и всех переиграть на родине джаза музыканту из России? Об этом Евгений рассказал корреспонденту "РГ".
Евгений Побожий: Я сам сильно удивился. Этот конкурс проводится тридцать лет. В музыкальном мире его знает каждый. Раньше он носил имя Телониуса Монка, а с этого года поменял свое название. Ежегодно соревнование проходит по какой-то одной специальности. Гитарный был 14 лет назад. Я смотрел видео этого конкурса еще в школе и мечтал поучаствовать. Когда узнал, что в нынешнем году снова будут играть гитаристы, и я подхожу по возрасту (до 30 лет), послал в США демозапись и заявку в оргкомитет. Помню, сказал родителям, что, если попаду в полуфинал, это будет большое счастье. В результате в полуфинал отобрали 12 музыкантов из 7 стран, и меня в том числе. Насколько мне известно, я третий россиянин, который добрался до этого этапа, за всю историю конкурса.
Как вы настроились на игру после долгого перелета?
Евгений Побожий: Да, это было непросто: джетлаг, нервная обстановка. Но я старался, репетировал, а перед выходом на сцену говорил себе: "Женя, успокойся!" В полуфинал вышли музыканты - восходящие звезды. На этом уровне все друг друга знают, и только обо мне никто ничего не слышал. Но я ощущал по отношению к себе приятное удивление и доброжелательность. Когда объявили, что я в финале, это стало для меня потрясением. В жюри были лучшие джазовые гитаристы на сегодняшний день. От одних имен дух захватывает: Джон Скофилд, Пэт Метини, Чико Пинейро... Главное было не растеряться и хорошо сыграть импровизацию, показать свои сильные стороны и умение взаимодействовать с ансамблем.
Победителей объявляли в обратном порядке. На третьем месте оказался выпускник колледжа Беркли и Университета Уильяма Патерсона Сесил Александер, на втором - выпускник Консерватории Новой Англии в Бостоне Макс Лайт. У них уже есть большие достижения, они сотрудничали с очень интересными музыкантами. А первое место дали мне - выпускнику джазового отделения Ростовской консерватории им. Рахманинова.
А что вы шепнули на ухо Херби Хэнкоку, когда он объявлял на сцене победителей?
Евгений Побожий: Свое имя. Меня предупредили, что у Хэнкока не получается выговорить "Евгений Побожий" и посоветовали напомнить ему, как это правильно звучит.
Вы ведь начинали как рокер, а потом что-то пошло не так?
Евгений Побожий: Я думаю, любой мальчишка сначала рокер. Мы с родителями жили в небольшом "закрытом" городке Северск в Томской области. Мама с папой инженеры-химики. Папа настоящий меломан, у него целая коллекция записей на всевозможных носителях: от пластинок до дисков. Благодаря отцу я познакомился с рок-музыкой 60-70-х годов. Однажды наткнулся на Deep Purple и прослушал их от начала до конца, без перерыва. Мне тогда было девять лет. Меня так впечатлила игра Ричи Блэкмора, что я пошел записываться в музыкальную школу. Я никому об этом не сказал, и родители были сильно удивлены, когда узнали. Я был убежденным рокером и ничего другого не видел. Но лет в 15 мне случайно попались джазовые записи. Это были Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Пэт Матини, Джон Колфилд и Уэс Монтгомери. Я открыл для себя другую вселенную! В городской библиотеке нашел кое-какие советские пособия по джазовой гармонии и начал их осваивать. Занимался все свободное время, меня не надо было подталкивать. А через два года меня пригласили на стажировку в Бостон.
Вы помните, когда гитара принесла вам первый заработок?
Евгений Побожий: Прекрасно помню. Мне было 13 лет, и мы с группой, кажется, она называлась "Свинцовый век", играли в томском рок-клубе. После концерта хозяин клуба предложил мне сыграть на дискотеке номер минуты на 3-4. Заплатил 300 рублей.
Как вас нашел Игорь Бутман?
Евгений Побожий: В 2011 году я победил в конкурсе молодых джазовых исполнителей имени Кима Назаретова. Тогда он меня и приметил. А в 2015 году я получил приглашение поработать у него и перебрался в Москву.
Что такое импровизация, откуда берется музыка?
Евгений Побожий: Я играю джаз, который звучит у меня в голове. Но импровизация - это не просто поймать вдохновение. Надо разбираться в гармонии, ритмике, в теории музыки. Мой стиль фьюжн, но зажечься я могу чем угодно: госпелом, хип-хопом, классикой. Скрябин, Римский-Корсаков, Прокофьев - неисчерпаемая кладовая для джазового музыканта.
Фрэнк Заппа считал, что джаз не то чтобы умер, но как-то странно припахивает. Иногда кажется, что на джазовые концерты ходят только друзья музыканта или это не так?
Евгений Побожий: Я люблю его музыку, но тут Заппа не прав. Джаз не закончился на Армстронге, он постоянно развивается, впитывает в себя новые течения.
Если не ошибаюсь, Алексей Козлов, ну, тот самый, который "Козел на саксе", говорил, что в Нью-Йорке 50 тысяч безработных саксофонистов, и лучше уж быть первым дома. А вы что на это скажете?
Евгений Побожий: Так думает не только Алексей Семенович. Сегодня Нью-Йорк - мировая столица джаза. Разумеется, музыкантов там видимо-невидимо. Но хороший артист, умеющий показать свой класс, будет иметь работу в Нью-Йорке, в Москве и где угодно.
Что получил победитель конкурса Института джаза имени Херби Хэнкока?
Евгений Побожий: Контракт на запись с компанией Concord Records и денежный приз 30 тысяч долларов. 15 тысяч я могу потратить, как захочу, а оставшиеся - на свое развитие как музыканта. Например, на обучение или на авторский альбом.
Я сочиняю собственную музыку и хочу попробовать сделать что-то в этом плане.