Какие выплаты?
От Жанары Ярмуратий мать отказалась сразу после рождения. Девочку сначала определили в Дом малютки, а после - в интернат в Оше, где она прожила до 16 лет. Все эти годы Жанара, как и ее сверстники-детдомовцы, понятия не имела, что у каждого из них должен быть накопительный счет, куда перечислялись бы определенные суммы денег.
- О том, что нам полагаются какие-то выплаты, у нас в детском доме вообще никто не знал, - утверждает Жанара Ярмуратий. - Мне об этом рассказали в общественном фонде "Наш голос" лишь два месяца назад. Найти, кто получал эти деньги и на что они тратились, сейчас вообще невозможно, ведь столько лет прошло. Почему в детских домах не организовать специальные уроки, чтобы дети знали о своих правах?
Через несколько лет, возможно, тем же вопросом будет задаваться Амина Жанбатаева. Ее родители погибли в автокатастрофе, когда ей было всего два года. Органы опеки определили малышку в детдом, а через несколько месяцев объявилась ее бабушка. Однако интересовала даму не внучка, а двухкомнатная квартира родителей Амины. Женщина намеревалась продать недвижимость, и, возможно, это удалось бы сделать, если бы не участковый. Он объяснил, что квартира по закону принадлежит прямой наследнице - Амине. Пенсионерка, впрочем, его слова проигнорировала. Ребенок, дескать, находится на гособеспечении, и квартира ему ни к чему. Настойчивый участковый был вынужден поставить в известность об этом органы опеки и прокуратуру.
Представители надзорного органа наложили арест на имущество, чем спасли квартиру от незаконной продажи. Но деятельная бабушка не растерялась. Она решила сдавать жилье в аренду, и здесь ограничить ее уже никто не смог. Квартплата по закону должна была поступать на специальный депозитный счет Амины, но... Заниматься оформлением документов администрации детдома было недосуг. А ведь девочке также полагались пособие по потере кормильца и ежемесячное социальное пособие (ЕСП). Куда перечислялись эти суммы, неизвестно.
В списках не значатся
- Определить конкретное количество детей, которым положены социальные выплаты, до сих пор невозможно из-за отсутствия учета данных, - сетует исполнительный директор ОФ "Наш голос" Айнура Ормонова. - Также трудно выяснять, имеет ли тот или иной детдомовец недвижимое имущество, кто и на каком основании им распоряжается, в каком объеме начисляются алименты и так далее. Я уж не говорю о том, что данные министерств, в ведении которых находятся детдома, и национального статистического комитета существенно разнятся. Не так давно мы провели опрос среди выпускников детских домов. Больше половины ребят нам сказали, что никаких документов на получение денег им не оформляли. Это ставит под сомнение прозрачность и подотчетность начислений социальных пособий детям, находящимся под опекой государства. Более того, в действующем законодательстве нет термина "выпускник детского дома".
К примеру, в детском доме "Сосновка", по информации ОФ "Наш голос", 23 из 24 воспитанников никогда не получали пособий. Депозитный счет был открыт лишь на одного ребенка. В Панфиловской школе-интернате пособия не получают 236 воспитанников из 241. В Чуйской школе-интернате - 113 из 125 детей. Крупный детский дом "Алтын уя", в свою очередь, насчитывает 660 сирот. Пособия не получают 492 ребенка.
Почему детдомовцам не открывают депозитные счета? По данным правозащитников, самой распространенной причиной является отсутствие у детей свидетельств о рождении, а также о смерти родителей либо же возможности установить местонахождение последних. Попросту сказать, заниматься бумажной волокитой, восстанавливать и оформлять документы никто из сотрудников детдомов желанием не горит. Дети же теряют законные деньги. При этом, как утверждают в министерстве финансов, средства на соцотчисления ежегодно закладывались в бюджет и выплачивались в полном размере. Правда, на чьи счета попали эти деньги, - загадка. На этот вопрос, по крайней мере, сегодня ответить никто не может.
Без отчислений
Между тем существует вероятность, что вскоре сирот вообще лишат прав на ежемесячные социальные пособия. Некоторое время назад парламент принял законопроект, согласно которому детям, находящимся на государственном обеспечении, деньги выплачивать не будут. Парламентарии объяснили это... соображениями национальной безопасности. В чем связь между ней и сиротами, впрочем, многим до сих пор не ясно. Среди них, похоже, оказался и президент. Он, по крайней мере, документ не подписал. А группа народных избранников уже приступила к подготовке поправок, которые, по их мнению, должны устранить несправедливость по отношению к воспитанникам детдомов.
- Законопроект предполагал упразднить пособия для некоторых категорий граждан, - поясняет депутат Наталья Никитенко. - К сожалению, в перечень попали и дети-сироты. По моему мнению, это в корне неверно, и досадный пробел в законопроекте нужно заполнить. Мы будем добиваться того, чтобы правительство предусмотрело необходимые денежные средства для воспитанников детских домов. Если на каждого ребенка будут открыты депозитные счета, где часть выделяемого государством пособия будет аккумулироваться, то к моменту выпуска из детдома у каждого сироты будут хоть какие-то накопления.
Кстати
Недавно в республике широко обсуждался вопрос возможного закрытия одного из старейших детских домов, расположенного в селе Военно-Антоновка Чуйской области, в котором воспитываются около сотни детей. В ситуацию вмешались правозащитные организации. Они потребовали от администрации области сообщить, куда и на каких условиях разместят воспитанников учреждения. Чиновники дать вразумительный ответ не смогли и приостановили "оптимизацию" детдома до летних каникул.
Куда податься
Обсудили на встрече в Бишкеке и перспективы оптимизации системы воспитания сирот. Напомним, с 2014 года в Киргизии действует программа приемных (фостерных) семей. Положение о них утверждено правительством, а деньги на реализацию проекта выделили международные организации. В 2020 году властям необходимо отчитаться о проделанной работе, но рассказывать пока особо не о чем.
К сожалению, институт фостерных семей в Киргизии не прижился. Обучение тому, как обращаться с приемными детьми, прошли 65 пар, однако только 20 из них начали работать по программе.
В то же время в республике насчитывается более 200 детдомов и интернатов. Около шестидесяти из них имеют статус бюджетных. В общей сложности во всех этих учреждениях воспитываются 12 тысяч детей, и лишь пять процентов из них - круглые сироты.