"Мы рассчитываем на то, что это приведет, наоборот, в какой-то группе товаров к незначительному снижению цены. Обеляя рынок, создаем правильную конкуренцию, - отметил он на пресс-ланче в медиацентре "Российской газеты". - Что бы мы ни говорили, сегодня только конкуренция устанавливает правильную цену на любой товар. И если она есть, если она честная, то это всегда идет на благо покупателя".
Он привел в пример фармацевтическую отрасль, где введение обязательной маркировки на лекарства по семи нозологиям уже привело к снижению нелегального оборота в 2,5 раза и уходу фальсификата с рынка. "Из списка ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. - Прим. ред.) и лекарств, которые поступают в рамках госзакупок в различные учреждения, есть много примеров, когда они оказываются на рынке. В рамках маркировки это сделать будет уже невозможно. Это сразу будет вычисляться", - уточнил Виктор Евтухов.
Первый товар, который стал обязательно маркироваться в России несколько лет назад - это шубы. Эффект уже хорошо виден. Если до начала маркировки шуб продавалось на 8,5 миллиарда рублей ежегодно, то по итогам 2018 года эта сумма составила 75,8 миллиарда (по данным Федеральной налоговой службы). "На маркировке меховых изделий мы отработали все проблемные вопросы. Было удобно, что рынок не очень большой, объем выпускаемых изделий - тоже, это не сотни миллионов. Было 300 тысяч официально, а стало три миллиона", - напомнил он.
Введение маркировки в табачной отрасли инициировали сами производители. "Оборот нелегального табака у нас, к сожалению, достаточно большой. Сейчас вообще говорят, что достигает 15%. За счет маркировки, я думаю, будет "драматическое", в хорошем смысле слова снижение этого нелегального оборота", - прогнозирует замглавы минпромторга.
Правительство планирует расширять перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Преимущественно за счет наиболее чувствительных к незаконному обороту товаров, которые важно прослеживать с момента их производства или ввоза и до розничной реализации. "Постепенно правительство определяет новые группы товаров. По большому счету, задача была поставлена такая, чтобы как минимум все товары, которые появляются на потребительском рынке, маркировались", - подчеркнул Виктор Евтухов.
Проблемы при введении маркировки пока возникли только в молочной отрасли. Во-первых, были сложности из-за того, что у молочной продукции очень разнообразная упаковка: тетрапак, полиэтилен, бумага, ПЭТбутылки. Каждый вид упаковки требовал отдельного подхода. Во-вторых, существует система электронной ветеринарной сертификации "Меркурий". "Молочники просят избавить их от двойной работы. Но "Меркурий" позволяет посмотреть, сколько сырья было заготовлено, завезено на предприятие и сколько продукции в итоге выпущено. А вот то, что касается готовой продукции, всего ее жизненного цикла, это, конечно, маркировка", - говорит замминистра.
Все предположения о том, что маркировка это огромная финансовая нагрузка и влечет повышение стоимости товаров, он отмел. "Код стоит 50 копеек, причем мы посчитали без НДС, потому что он возмещается, - сказал Евтухов. - Если крупное предприятие выберет для себя установку сложного оборудования, то это дополнительно составит в стоимости товара около 4 копеек. Если это будет просто обычный принтер или какая-то машина, которая наносит наклейки, то около одной копейки". Нанесение кода сразу на полиграфическом производстве, где делают упаковку, обойдется еще дешевле. "Если производитель набор кодов отдает подрядчику, изготавливающему упаковку, то там вообще будет меньше копейки стоить. Сейчас разрабатывается техническое решение для полиграфических комплексов. Коллеги должны будут его представить в течение двух недель", - подытожил он.