Выставка - ключевое для министерства мероприятие, и в этом году оно посвящено первым итогам нацпроектов "Наука" и "Образование". Участники - вузы, предприятия, НИИ - не только показывают на стендах свои лучшие разработки, но и заключают соглашения, проводят мастер-классы и делятся опытом.
- Первый год реализации нацпроектов еще не завершен, но нам нужно сверить часы, обсудить с вузами, научными организациями и бизнесом первые шаги, - сказал Михаил Котюков. - Вот лишь некоторые итоги: уже отобраны организации, которые будут заниматься развитием международных научных центров по математике и геномным исследованиям, создана система развития установок "мегасайнс" в области ядерной физики. Кроме того, на завершающем этапе - проектирование нового российского научно-исследовательского судна. Такого не делалось у нас четыре десятка лет.
Грантовые программы поддержки молодежных исследовательских проектов запущены, обновляется приборная база институтов, открыты 280 новых научных лабораторий для молодых исследователей. Вообще, ставка нацпроектов, по словам Котюкова, - именно на перспективную молодежь. Однако министр признался: одна из самых сложных задач - подготовка 35 тысяч новых исследователей, которые будут определять будущее России. Этому должны помочь научно-образовательные центры. Их создание Михаил Котюков назвал "стержневым" проектом. Пять пилотных регионов - Пермский край, Кемеровская, Нижегородская и Белгородская области, а также объединение Тюменской области и Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - уже получили финансирование и НОЦ начали работу. Цель - выйти на мировой уровень.
По мнению министра, НОЦ - отличная возможность кооперации науки, образования и бизнеса. И министерство готово делать здесь максимум для поддержки исследовательских проектов и развития образовательных программ.
- Нам еще нужно многое сделать, чтобы кооперация университетов, научных центров, индустриальных компаний вышла на новый уровень, - отметил Михаил Котюков. - Однако уже сейчас опыт первых пяти центров дает нам основания полагать, что в этот контур нужно включать и среднее, и даже общее образование. Нужны единые принципы для всей системы образования.
Главным "собеседником" здесь министр назвал старшеклассника, потому что профориентация на науку должна начинаться на самых ранних этапах обучения. "Мы хотим заинтересовать учеников старшей школы наукой и исследованиями, показать, что для этого не нужно уезжать из домашнего региона. Это и есть наша цель", - подчеркнул Котюков.