Хотя для нас это не было большим открытием. Разведка давно донесла, что в составе 7-й баварской дивизии вермахта против наших воюет французский полк.
Во Второй мировой войне на стороне Германии воевало много европейцев: румыны, итальянцы, венгры и пр. Но на штурм Москвы Гитлер взял только французов.
Французы записывались "в поход на Восток" добровольно. Давали клятву на верность фюреру. Из Парижа на фронт их отправлялись поездами. Вот фото: вагон, расписанный лозунгами: "Хайль Гитлер!" и "Да здравствует Франция!". Все радуются как дети. Ну еще бы: вместе с немцами будут "брать Москву"!
Вообще-то это случай из разряда серьезных психических отклонений. Годом раньше Франция была одной из ведущих стран мира с мощной армией. Гитлер сокрушил их за месяц. Париж сдали без единого выстрела, а Адольф Гитлер позировал фотографам на фоне Эйфелевой башни...
Францию разделили на зону оккупации и на марионеточную территорию со столицей в Виши. Французские националисты пытались торговаться с Гитлером: просили фюрера разрешить сформировать дивизию - пусть воюет в России. А за это великодушно оставь Франции ее заморские колонии.
Гитлер опустил фантазеров на землю: вы - побежденная нация, знайте свое место.
Тем не менее французам в 1941-м разрешили сформировать один полк: хотите повоевать в России? Что ж, вперед!
По всей Франции открылись пункты, где записывали в Легион французских добровольцев против большевизма (LVF).
Чтобы записаться в Легион, требовалось: быть не еврейского происхождения; в возрасте от 18 до 30 лет (для солдат и унтер-офицеров), до 40 лет (для офицеров), быть ростом не ниже 154 см. Разрешалось иметь не больше двух гнилых зубов.
Немцы из уже отобранных бойцов забраковали каждого второго. Но на полк легионеров все-таки хватило. Их отправили в Польшу: на немецкий полигон. Попытались сделать боеспособную часть. Получилось не очень. Тем не менее полку присвоили номер (638-й), одели и вооружили.
По советской земле полк передвигался, как и положено пехоте, пешком.
В литературе 638-й полк часто называют "усиленным гренадерским". Усилен полк к тому времени был только вшами и кишечно-желудочными недугами.
Усиливают обычно артиллерией. Но реально французский полк в составе двух батальонов (2,3 тыс. штыков) прибыл на фронт в ноябре 1941 года, потеряв по дороге пушки. Французы считали наши дороги несносными, и если орудие завязло в грязи, то его просто бросали. Вообще-то в вермахте за такое расстреливали. Но французов вермахт терпел. Скрипя зубами.
Замечу: шли французы без боев, по тылам группы армий "Центр". К нашей столице подошли довольно близко: до Москвы на французских картах было 63 км по прямой.
Они были частью вермахта и, естественно, питались по его нормам довольствия. Суточный полевой рацион немецкого солдата состоял из хлеба - 750 г; колбасы, сыра или консервов - 120 г; джема - 200 г; жира - 80 г; сигарет - 7 шт. Иногда давали яйца, шоколад и фрукты. Раз в день кормили горячим: суп или картофель (макароны, каша) с мясом - в котелок, кофе - во фляги.
Скептик спросит: откуда на кадрах кинохроники у фашистов такие сытые морды? Догадаться несложно. Французы - те быстро сообразили: мародерствовали в деревнях. Краденое не шло впрок: щи и квашеную капусту их нежные организмы не переваривали. Страдали поносом. Да и деревенский самогон - не божоле. Бойцы напивались в хлам, дерзили офицерам.
Вот сцена из мемуаров ветерана полка Марка Ожье (во Франции после войны его приговорили к смертной казни, поэтому скрывался за границей и писал под псевдонимом Святой Волк). Итак, 3 декабря 1941-го, полк стоит под Москвой, в деревне Дюково. Готовится отражать наступление Красной армии. Правильное название деревни Дютьково, но французы во всех своих документах переименовали ее в "Djukowo", так им легче было выговаривать. Капитан Лакруа в бинокль видит русских солдат. Кричит пулеметчику: огонь!
- Невозможно, мой капитан, пулемет намертво примерз к земле и не стреляет.
Лакруа обращается к лейтенанту:
- А если русские атакуют? У вас есть автоматическое оружие?
- Никак нет, мой капитан!
Лакруа обводит взглядом легионеров, которые бродят мимо его КП: все придерживают руками штаны на уровне живота. Спрашивает лейтенанта: что с ними?
Оказывается, в мороз они не могут быстро расстегнуть пуговицы на штанах, а так как у большинства дизентерия и штаны может понадобиться срочно спустить, приходится держать их расстегнутыми...
В декабре 1941-го полк под Москвой потерял 500 солдат и офицеров: убитыми, раненными и обмороженными. Общие потери во время похода на Москву - до тысячи.
Немцы понимали, что толку от солдат с постоянно приспущенными штанами мало, и отвели французский полк в тыл на "залечивание ран". К передовой их больше не подпускали. Обделавшихся под Москвой французов отправили в Белоруссию, где они воевали с партизанами и работали карателями, проявляя большое рвение. Дошло до того, что одного французского офицера немецкий трибунал судил за неоправданную жестокость по отношению к мирному населению. Впрочем, офицер выкрутился: заявил на суде, что село "само сгорело". А спасать население он не обязан, не пожарный же. Немцы его "наказали": сняли с должности и отправили во Францию.
Во время "похода на Восток" французы совершали марши по местам "боевой славы Наполеона": шли по Смоленской дороге, заходили на Бородинское поле. Зону карательных операций им издевательски отвели в районе переправы через Березину. Хотя немцы знали, что "Березина" вошло во французский язык как "катастрофа".
Кроме 638-го полка на стороне Гитлера сражались до 200 тыс. граждан Франции: в гренадерской дивизии СС "Шарлемань", немецких частях. 23 тыс. мы взяли в плен, после войны вернув домой, во Францию, которую объявили союзницей. К легионерам из LVF и прочему фашиствующему сброду в СССР отнеслись по принципу "в семье не без урода". Считая, что настоящая Франция - это асы полка "Нормандия - Неман" и герои из движения Сопротивления генерала де Голля.
Репутацию Франции спасли летчики истребительного авиаполка (на фото) "Нормандия - Неман". Эти герои на истребителях Як-1, Як-9 и Як-3 провели 900 воздушных боев, одержав 300 побед. 34 летчика погибли, восемь пропали без вести. Четыре француза были удостоены звания Героя Советского Союза. Асов увековечили в бронзе и граните, о них сняты фильмы.
Иной была судьба служивших Гитлеру легионеров. Многих во Франции судили, некоторых казнили. 638-м полком командовал полковник Роже Анри Лабонн. В 1946 году французский суд приговорил его к пожизненному заключению. Через 20 лет Лабонн скончался в одиночной камере.