11.12.2019 08:55
    Поделиться

    Рост доходов позволяет Архангельску активно участвовать в нацпроектах

    Под занавес года глава Архангельска Игорь Годзиш по традиции побывал на "Деловом завтраке" в архангельском пресс-центре "Российской газеты". Игорь Викторович не только рассказал о том, как решаются давние проблемы с жильем, дорогами и прочей инфраструктурой, но и затронул совершенно новые темы: например, подходит ли Архангельску реновация и чем хороши автобусы с приспособлениями для перевозки велосипедов.А начался разговор с позитивных финансовых новостей.
    Диана Титенко/РГ

    Игорь Викторович, бюджет Архангельска на 2020 год, одобренный в первом чтении, впервые превысил сумму в 10 миллиардов рублей. При этом собственные доходы за год выросли сразу на полтора миллиарда. Куда будут направлены эти дополнительные средства?

    Игорь Годзиш: Рост доходов позволяет городу активно участвовать в национальных проектах. Капитальные вложения при городском софинансировании в 2020 году составят более 1,4 миллиарда рублей - в полтора раза больше, чем в уходящем. В основном они пойдут на строительство объектов соцсферы - четырех детских садов, двух школ и физкультурно-оздоровительного комплекса.

    Всего на социальную сферу будет направлено более 70 процентов бюджета. Впервые с 2015 года появилась возможность проиндексировать выплаты молодым специалистам - с 13,8 тысячи до 20 тысяч рублей, а также выделить дополнительные средства на школьное питание детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят из малообеспеченных семей.

    Кроме того, мы впервые предлагаем ввести премии для одаренных юных горожан, которые составляют гордость Архангельска. Причем поощрять их может не только муниципалитет, но и предприятия, заинтересованные в привлечении креативных молодых кадров.

    Город впервые предлагает ввести премии для одаренных детей, которые составляют гордость Архангельска

    Разумеется, рост бюджетных доходов не может не радовать, но для прорыва в решении всех городских проблем он пока недостаточен. Огромные средства требуются на содержание не только имеющейся инфраструктуры, но и новых объектов - тех же детских садов и школ.

    В Архангельске давно не было столь масштабной социальной стройки. С какими трудностями приходится сталкиваться? По оценкам экспертов, для таких объемов строительства в Поморье попросту не хватает подрядчиков.

    Игорь Годзиш: Мы столкнулись с целым комплексом проблем. Что касается строительных фирм, дело даже не в их количестве, а в квалификации. Подрядчик должен грамотно провести весь процесс - от участия в конкурсе до производства работ, а такое бывает не всегда. Даже администрация города оказалась не совсем готова к большой стройке по причине сокращения штатов. И нам не хотелось бы снова увеличивать число чиновников. Привлекаем сторонние организации, помогает область в лице главного управления капстроительства.

    Из тех объектов, что уже строятся, серьезные нарекания вызывают только два: детский сад в шестом микрорайоне и физкультурно-оздоровительный комплекс в округе Варавино - Фактория. В первом случае надо повышать темпы строительства, а во втором пришлось переделывать проект.

    С чем это связано?

    Игорь Годзиш: Под будущим ФОКом оказались проблемные грунты. Я видел, как там забивают сваи: один удар - и они сразу наполовину уходят вглубь. Можно было засыпать территорию песком и ждать два-три года, а потом строить. Но мы решили пойти другим путем - изменить проект с учетом укрепления фундамента. Это обойдется дороже, зато город получит качественный спортивный объект, с эксплуатацией которого не возникнет проблем.

    А от планов строительства ледового дворца город не отказался?

    Игорь Годзиш: Он остается в повестке дня, но пока не приняты решения по финансированию.

    Кроме того, очень красивый проект может получиться в Соломбале на базе парусного центра "Норд". Комплексный спортивный центр предусматривает бассейн, ледовую арену, парусную школу, стадион и другие объекты. Уже сделана предпроектная работа - расчеты и эскизы. Первым этапом может стать бассейн, которого так не хватает соломбальцам.

    Идея получила поддержку на уровне области при условии городского софинансирования. Оценочная стоимость проекта - 1,3 миллиарда рублей.

    Когда может быть дан старт хорошему делу?

    Игорь Годзиш: Поскольку проект серьезный и недешевый, сначала надо проработать все этапы. Стартовать надо только с пониманием того, когда и за счет чего мы сможем финишировать. Поэтому о сроках пока говорить рано.

    Если вернуться от планов к тому, что имеем: насколько поможет сократить объем аварийного жилья вторая программа переселения?

    Игорь Годзиш: Прежде всего подчеркну, что в одиночку город никогда не справился бы с этой проблемой. Надо отметить активную позицию правительства и губернатора области Игоря Орлова по реализации первой программы переселения, разработке и принятию второй. В национальных проектах Архангельск также участвует благодаря эффективному взаимодействию с региональной властью на условиях муниципального софинансирования.

    В новую программу переселения попали 342 дома, и еще десять будут расселены застройщиками без использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.?Более девяти тысяч горожан по своему выбору получат новые квартиры либо денежную компенсацию. Процесс уже начался: определены земельные участки для строительства, а тем, кто выбрал деньги, выплачено более 50 миллионов рублей.

    Конечно, полностью это проблему не решит. В Архангельске уже признаны аварийными более 900 домов. И пополнить их ряды в недалеком будущем могут еще четыре тысячи строений. В основном это деревянные дома, но и "хрущевки" уже не отвечают современным требованиям не только по своей конструкции, но и по энергоэффективности.

    В Госдуму внесен законопроект о реновации жилья во всех регионах страны. Как вы считаете, насколько она применима к Архангельску?

    Игорь Годзиш: Для города интересен любой вариант развития, который предполагает инвестиции и возможность решить проблемы людей. Поэтому в случае принятия закона мы бы постарались поучаствовать в реновации.

    Отмечу, что по программе переселения новое жилье предоставляется исходя из общего метража предыдущего, а не по числу проживающих. К примеру, если семья из пяти человек жила на 32 квадратных метрах, столько же она и получит. Реновация же учитывает социальные нормы жилплощади на человека.

    Думаю, что в Архангельске обе эти программы вполне могли бы работать одновременно, каждая по-своему помогая людям.

    В этом году на улицах города проводится масштабная работа по санации канализационных сетей. В чем ее важность?

    Игорь Годзиш: Обследование показало, что на многих участках эти сети были практически разрушены и канализация десятилетиями попросту не работала. К примеру, на Воскресенской через трубы проросли корни деревьев. Система не приводилась в порядок с советских времен.

    До конца года организация, которой передана в концессию эта инфраструктура, обработает десять километров сетей. В итоге многие горожане больше не будут страдать от запахов канализации из подвалов.

    А как вы оцениваете качество уборки городских дорог?

    Игорь Годзиш: С объемом, указанным в контракте, подрядчик в целом справляется. Да, бывают недоработки, за которые с него снимается финансирование. Наша задача - добиться, чтобы все делалось качественно и в срок. Поэтому мы переходим от годовых контрактов к трехлетним. Компания-подрядчик должна работать на перспективу. К примеру, соль для посыпки дорог дешевле закупать весной, а не осенью, когда на нее взлетают цены. Именно так, кстати, поступают в Портленде - американском городе - побратиме Архангельска, где недавно побывала наша делегация.

    Вам захотелось перенять что-то из портлендского опыта? А может быть, в чем-то наш город оказался впереди?

    Игорь Годзиш: Мы позже других стран взялись за решение проблемы отходов, поэтому нам интересна эта зарубежная практика. А она везде разная. В США, к примеру, сжигают практически весь мусор. При этом у них нет биокомпостирования, которым планирует заняться наш регоператор.

    Очень заинтересовали решения, связанные с общественным транспортом: это возможность закрепления велосипеда впереди автобуса, а также автобусы с прицепами. Оба варианта пригодились бы в нашем городе с его большими расстояниями. Велосипедисты могли бы на автобусе ездить из центра кататься, например, в Майский парк. А прицепы способны вместить всех пассажиров в часы пик на окраинных маршрутах.

    Но в России я таких автобусов пока не встречал. Было бы интересно обсудить эти новации с общественностью и по возможности использовать их у нас.

    Кстати

    В 2020 году в рамках проекта по формированию комфортной городской среды в Архангельске благоустроят не только большой сквер на пересечении улицы Русанова и Ленинградского проспекта, но и еще семь малых общественных территорий. Все объекты горожане выбрали в ходе голосования. Преобразятся также 14 городских дворов.

    В уходящем году подрядчик не смог завершить благоустройство дворовой территории на пересечении улиц Тимме и Воскресенской. В 2020-м работы завершат за счет муниципалитета.

    Тем временем

    Миллионы на безопасность

    В Архангельске отремонтируют 13 участков автодорог.

    Всего в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в 2020 году на ремонт будет выделено 490 миллионов рублей. Из них 361 миллион направит федеральный бюджет, 102 - городской, 27 - областной. Самым крупным и дорогим объектом станет проспект Обводный канал от улицы Тыко Вылки до улицы Выучейского. Также отремонтируют участки Московского проспекта, улиц Воронина, Володарского и других.

    Поделиться