Как только в Тюмени выпадает обильный снег, горожане приходят в негодование от "весенней грязищи" на зимних улицах. Она образуется после обработки дорог и тротуаров антигололедными соляными составами. Снег быстро превращается в месиво, а соскребают и увозят его на полигоны далеко не сразу. Нынче до написания очередной петиции с призывом к властям отказаться от "химии" пока не дошло, но в соцсетях и на порталах некоторых СМИ негативных комментариев было с избытком.
Одни критики видят проблему в невыверенной дозировке реагентов. Другие категоричны: мол, тот же галит сыплют повсюду без разумной надобности ради экономии на снегоуборочной технике. Что ж, когда наблюдаешь, к примеру, обработку автобусных остановок после выпадения снега в виде легкого пушка, подобные подозрения возникают. Работа идет так: легкий трактор подвозит емкость с песко-соляной смесью, два работника не спеша раскидывают ее совочками. Рациональнее, казалось бы, метлу в руки взять - времени уйдет столько же, разве что физических усилий понадобится чуть больше. Ан нет - такая вот механизация.
Дефицита техники Тюмень не испытывает. По данным департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, всего в рабочем резерве свыше 600 машин различного назначения. При необходимости все до единой могут работать в круглосуточном режиме. Да, по сравнению с другими городами, сопоставимыми по площади и населению, - очень мощный парк. В третьей декаде ноября тюменцы с удовлетворением наблюдали за работой специализированной дорожной техники, усердно очищавшей как дороги, так и тротуары. Грязная "каша" вроде как приснилась обывателям. Правда, серьезных осадков пока и не было, а куда зима повернет дальше, не предскажешь.
О полном отказе от использования противогололедных материалов при всех их негативных побочных эффектах в муниципалитете и слышать не хотят: мол, альтернативы нет, практически все крупные города, начиная с Москвы, активно применяют их. Технической соли в городе с запасом, есть и каменная крошка, но к последней прибегнут только в сильные морозы.
В столице Урала грязь давно стала притчей во языцех: говорят, она здесь особенно агрессивная, даже "прыгает на людей". На днях по этому поводу высказались известные земляки - участники шоу "Уральские пельмени". По словам артистов, они часто ездят по разным городам, и все они значительно чище Екатеринбурга.
- Я не говорю о Минске (все путешественники рассказывают об идеальной чистоте в столице Белоруссии), но и в российских городах мы ни разу не видели черную траву на обочинах. Я бы хотел обратиться к людям, которые ответственны за это: пожалуйста, давайте перестанем сыпать грязь, чтобы растопить лед, как это сейчас происходит. В межсезонье рассыпают отсев, он становится грязью, а летом - пылью. Пусть под Новый год он превратится в волшебную пыль! - воззвал участник шоу Роман Постовалов.
Чем же и в каком количестве обрабатывают тротуары и дороги мегаполиса? По данным комитета благоустройства мэрии, для борьбы с наледью используют мелкофракционный щебень (по сути, тот же отсев), ну а сыплют его каждый день тоннами. Так, 8 декабря на расчистке тротуаров, остановок и перекрестков Екатеринбурга от снега трудилось 483 дорожных рабочих, на пешеходную часть высыпано 8,5 тонны мелкой щебенки, а в ночь с 8 на 9 декабря с помощью спецтехники механизаторы районных ДЭУ "засеяли" тротуары уже 15 тоннами. На следующий день пешеходные зоны расчищали 478 рабочих, для уборки улиц задействовали 169 единиц спецтехники.
- Всего в Екатеринбурге 382 единицы уборочной техники, работающей в зимний период. Она является муниципальной собственностью, работу выполняют специальные муниципальные учреждения, - сообщила "РГ" пресс-секретарь администрации Виктория Мкртчян.
Екатеринбуржцы тем не менее убеждены, что помимо натурального отсева явно используются и химические противогололедные реагенты, в частности бионорд. Особенно хороший "нюх" на это у аллергиков.
В мэрии подтвердили, что многокомпонентную соль используют для дорог, но для тротуаров применяют лишь фракционированный песок. Кстати, оказывается, в состав бионорда входит даже мраморная крошка - наряду с хлористым натрием и кальцием, ингибитором коррозии и загадочной "биофильной добавкой".
- Одно время говорили, что на дороги сыплют торф, поэтому жидкая грязь черно-коричневая. Я считаю, это растопленный снег смешивается с городской грязью. Сколько ни боролись со стихийными стоянками, до сих пор машины паркуют на газонах, обочинах и пустырях, а потом развозят грязь на колесах по всему городу. Борьбу за чистоту нужно начинать с парковок, и не только в центре, а во всем городе, - считает житель Екатеринбурга Николай.
В Челябинске последствия необдуманного посыпания дорог песко-соляной смесью ощутили после снегопада 24 ноября. На улицах образовалась грязно-желтая жижа, вызвавшая негодование автомобилистов и пешеходов, посыпались жалобы.
По всей видимости, буря недовольства из соцсетей докатилась до резиденции губернатора, который на совещании по развитию улично-дорожной сети жестко раскритиковал действия дорожников. По словам Алексея Текслера, в Челябинске даже маленький снегопад превращается в большую проблему. Вместо того чтобы просто смести снег с проезжей части, его посыпают солью и ждут, когда растает. А значит, нужно кардинально менять сам подход к уборке и запастись необходимым количеством дорожной техники.
- Это болезнь Челябинска - любовь к "легкому" труду, - пояснил глава миндортранса региона Алексей Нечаев. - Мы надеемся преодолеть ее после выбора нового подрядчика, с которым заключим контракты до конца этого года. Совсем отказаться от реагентов, конечно, не сможем - это небезопасно. Но теперь ими будут обрабатываться только те участки, где появляется ледяной накат: перекрестки, остановки, уклоны дорог. При этом подрядчик обязан после обработки убрать и вывезти снег, посыпанный реагентом. Это записано в новых контрактах.
Власти Челябинска сейчас определяют опасные места, подлежащие обязательной обработке реагентами. До конца этой недели их перечень вывесят на сайте горадминистрации. А это значит, что теперь любой горожанин сможет сообщить об использовании противогололедной смеси там, где ее быть не должно.
Кроме того, по словам Нечаева, с новым подрядчиком заключат договоры, предусматривающие содержание не только улиц, но и внутригородских проездов и тротуаров. Раньше их очисткой от снега занимались преимущественно дворники, дорожники же отвечали не более чем за 10 процентов проездов и тротуаров в самом центре города. С начала будущего года ситуация кардинально изменится.
- Мы предъявляем новые требования, и за их несоблюдение последуют штрафные санкции, - предупредил министр. - Усиливаем контроль, привлекая независимые лаборатории, исследовательские центры для проведения экспертиз материалов и дорожных работ. А при самом министерстве создан общественный совет и рабочая группа общественного контроля.
"Интересно, что такое разбросали по городу, почему такая слякоть?", "У подъезда, похоже, рассыпали большой мешок соли, мы ее теперь растаскиваем по квартирам. Неужели нельзя придумать что-то более современное?", "Как водитель скажу - стало хуже. По грязной жиже тормозной путь и на шипах немаленький", - возмущаются в соцсетях курганцы.
Увы, никаких новых способов борьбы с гололедом в Зауралье не придумали. На запрос "РГ" представители администраций Кургана и Шадринска ответили, что по-прежнему используют в основном три антигололедных средства: песко-соляную и песчано-щебеночную смеси, а также техническую поваренную соль. Когда эти средства не помогают, на борьбу с наледью выходят рабочие с кирками и лопатами.
Особое внимание в этом году власти уделяют уборке снега. Во всяком случае, никаких снежных "бордюров", как несколько лет назад, в центре Кургана не видно. После каждого снегопада на улицы выходит коммунальная техника и движется колоннами по 5-6 машин. Уборкой снега занимается МУП "Специализированное дорожное предприятие", задействованы и другие организации.
В Шадринске за содержание автодорог отвечают три предприятия, муниципальное и два частных, с ними заключены муниципальные контракты. Вся техника в собственности компаний. После первого крупного снегопада в ноябре у прокуратуры возникли к ним претензии: плохое содержание дорог в надзорном ведомстве связывают с учащением дорожно-транспортных происшествий.
В областном управлении ГИБДД сообщили, что в этом году зарегистрировано 39 ДТП в тех местах, где на проезжей части был уплотненный снег или лед. В них погибли пять человек и 56 травмировались. Впрочем, главной причиной аварий все же становятся нарушения правил дорожного движения, а состояние проезжей части усугубляет последствия. Тем не менее сотрудники автоинспекции выписали владельцам автодорог и обслуживающим организациям 249 предписаний, суды назначили штрафы на общую сумму около 3,66 миллиона рублей.
Сергей Баженов, заведующий кафедрой городского хозяйства УрГЭУ:
- Использование химикатов для дорожников очень рентабельно, ведь вывоз снега влечет большие затраты. Слой снега глубиной более 7-10 сантиметров убирает специальная техника, а если меньше, справляются реагенты: это значительная экономия топлива, зарплат водителям снегоуборочных машин и т.д. Такие технологии применяются давно, во многом они взяты с Запада, но там, в отличие от нашей страны, техника сразу убирает всю эту кашу. В Екатеринбурге технология уборки очень старая, новые только в столице - там снег никуда не вывозят, снегоплавильные агрегаты выливают жидкость в ливневку. У нас же на большинстве городских магистралей система ливневой канализации просто не работает, не справляется с нагрузкой, ее нужно реконструировать. Кроме того, наш климат отличается от европейского, поэтому просто позаимствовать их новшества не получается, а у нас, к сожалению, никаких исследований не ведется. Нужно создавать лаборатории, изобретать новую уборочную технику, современные реагенты. Вообще в сфере ЖКХ требуется технологический скачок.