Новости

12.12.2019 00:05
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Третьяковка на пальцах

Где руками можно увидеть знаменитые картины?
Уникальная выставка тактильных картин "Видеть. Чувствовать. Прикасаться" открылась в столице. Необычная эксплозия адресована слепым и людям с ослабленным зрением. Она помогает им "увидеть" рельефные шедевры мировой живописи и иконописи из Третьяковской галереи, Русского музея и Эрмитажа.
Ребятам повезло: они смогли руками "увидеть" шедевры Третьяковки. Фото: Егор Просвирников Ребятам повезло: они смогли руками "увидеть" шедевры Третьяковки. Фото: Егор Просвирников
Ребятам повезло: они смогли руками "увидеть" шедевры Третьяковки. Фото: Егор Просвирников

До 13 декабря эта выставка пробудет в Школе-интернате N 1 для обучения и реабилитации слепых, а на следующей неделе отправится в Российский государственный социальный университет. Вместе со школьниками увидеть ее экспонаты идут и взрослые, у которых все в порядке со зрением. "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи воспринимается совершенно по-новому, когда изучаешь реплику кончиками пальцев, а у "Охотников на привале" Василия Перова замечаешь не только знакомых героев картины, но и детали - добычу, сумку, рожок... Всего на выставке представлено 30 рельефных копий шедевров мировой живописи, а также фотографии с XIII Международного фестиваля дикой природы "Золотая черепаха". Расположены они на специальных подставках. Каждая деталь полотен объемна, имеет свой размер и фактуру. Например, у пейзажей обязательна линия горизонта, она помогает построить видение всей композиции, в натюрморте ближайший к зрителю фрукт наиболее выпуклый. Те, у кого зрение потеряно не полностью, могут рассмотреть и цвета - копии выполнены в красках, максимально приближенных к подлиннику.

Рельефные изображения, дающие возможность в прямом смысле слова прикоснуться к произведениям искусства, разработала российская творческая лаборатория 3D-Replica совместно с тифлоспециалистами. "Все произведения искусств печатает 3D-принтер в формате А3, который выбран не случайно. Именно в нем удобнее всего раскинутыми ладонями знакомиться с деталями картины. "Мы попробовали сделать "Девочку на шаре" Пабло Пикассо в оригинальном размере 147х95 см, но дети не смогли ее охватить и понять, что же там изображено", - поде- лился с "РГ" основатель компании Эмиль Сарки- сян.

Кирилл Шмелев почти каждую перемену заглядывает в актовый зал, где находится выставка. "Тут много красивых картин, но я еще не все знаю", - признался он "РГ". Кирилл очень осторожно проводит маленькими ручками по названию и произносит вслух: "Иван Айвазовский, "Девятый вал", 1850 год. Это значит пейзаж, вот небо, а это... море?". Мальчику сложно распознать на картине мачту и людей на ней, которые остались живы и продолжают бороться со стихией. "Не у всех картин есть аудиогид, который помогает воспринимать изображения. Все-таки многие полотна требуют пояснений и уточнений", - объясняет директор школы Иван Вишнивецкий. 30-минутные аудиозаписи, которые воспроизводятся на телефонах с помощью QR-кода, сопровождают на выставке все фотографии. Например, с аудиогидом ребята познакомились с медведями из "Семейного портрета в лесном интерьере" Дмитрия Архипова и зайцами Эрленд Хааберг в черно-белой фотографии "Снежная потасовка". "В следующий раз сделаем QR-код к каждой картине", - обещает Вишнивецкий.

Культура Арт Музеи и памятники Культура Арт Живопись Филиалы РГ Столица ЦФО Москва