12.12.2019 20:15
    Поделиться

    Хабаровский приют вынужден отказывать детям в помощи из-за нехватки мест

    Известный на всю Россию Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи готовится к переезду в новое просторное здание. Не иначе как дворцом называет его директор учреждения Александр Петрынин.
    Александр Филимоненко.

    И это лишь первая очередь будущего комплекса. Вторую, где должны располагаться спортзал и учебные мастерские, собирались построить еще к 2015 году. Но до сих пор она существует только на бумаге - то появится в перечне краевых адресных инвестиционных проектов (КАИП), то исчезнет из него.

    Центр, созданный Александром Петрыниным, - уникальный. За 27 лет его сотрудники помогли выбраться из безнадежной ситуации и встать на правильный путь в жизни почти 1,6 тысячи малолетних правонарушителей и проблемных подростков.

    Мы смогли создать дом, где ребенка примут и помогут ему. Но наши возможности ограничены, мы вынуждены многим отказывать

    У многих бывших воспитанников уже появились свои семьи, подрастают дети. Когда-то сорвиголовы, бродяжки, токсикоманы, а ныне 30-40-летние нормальные мужики, навещают свою альма-матер со слезами на глазах и буквально целуют родные стены.

    Центр, который до 2010-го был муниципальным, давно стал образовательным брендом Хабаровского края. Победитель всевозможных конкурсов, обладатель Гран-при Всероссийского фестиваля авторских школ - "Педагогического Оскара" - все еще ютится в бывшей школе на окраине Хабаровска. Сюда приезжают люди со всей страны и ахают: так это здесь происходят такие чудеса?! Да, старенькое двухэтажное здание, но какая атмосфера! Какие горящие глаза у детей!

    - Помещений всегда хронически не хватало, мы постоянно искали разные варианты решения этой проблемы, - рассказывает Александр Петрынин. - Я по первому образованию инженер, окончил железнодорожный институт. Сам делал проект центра под тогдашние санитарные и пожарные требования. Раньше у нас в приюте проживало 32 ребенка, а всего учились - 132. Но с годами нормативы ужесточались. Сегодня в нашем центре 99 ребят, а приют мы можем дать только 15. Этого явно недостаточно для большого Хабаровского края!

    Когда в июле по краю разнеслась весть о том, что центру отдают новое здание у храма преподобного Серафима Саровского в парке "Северный", к нам вдруг потянулись дети со всего региона. Сейчас мы едва вписываемся в нормы и вынуждены многим отказывать.

    Петрынин часами может рассказывать о будущем дворце для детей, называя его маленьким Эрмитажем, об интерьерном дизайн-проекте, созданном талантливым хабаровским художником-дизайнером Владимиром Новачуком.

    - Разные стили, эпохи. Ребенок здесь окунется в историю, географию, культуру. Ребенок, у которого словарный запас состоит из уголовного жаргона, уличного сленга и нецензурной брани, на подсознательном уровне воспринимает новые ценности. И он меняется, - говорит Александр Петрынин. - Проект дома дышит такими идеями. Например, разная палитра помещений - от прохладной бирюзовой до теплой оранжевой - это прием французской школы психологии.

    Александр Петрынин: На нашей эмблеме мальчика-сорванца поддерживают руки взрослого. И уже не хулигана видишь, а ангела. Фото: Александр Филимоненко.

    Я перебираю анкеты, заполненные детским неровным почерком. "Здесь все, как мамы". "Здесь можно кушать, а еще учиться токарному делу". "Здесь нас ценят, любят и переживают за каждого". Система, отлаженная за 27 лет, дает прекрасный результат - рецидив у воспитанников (направление в места лишения свободы) составляет лишь пять процентов.

    Нет сомнений, что все задумки Петрынина будут реализованы. Но только при условии строительства второй очереди центра. Ее отсутствие ставит под угрозу весь проект, который на Байкальском международном образовательном форуме победил в конкурсе проектов с педагогической составляющей.

    Хоромы, куда собирается переехать центр, - долгострой, на который собирали деньги всем миром, но львиная доля средств - спонсорская. Еще в 2012 году было заключено трехстороннее соглашение между правительством края, администрацией города и Хабаровской епархией о том, что рядом с храмом преподобного Серафима Саровского появится комплекс зданий для центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В 2013 году вышло постановление губернатора, касающееся строительства объекта, была утверждена и его "дорожная карта". Но к 2015 году центр не переехал в новые стены, как планировалось. Проект, некачественно выполненный подрядчиком, не прошел госэкспертизу. Сдачу объекта передвинули до 2018-го. Но в сентябре прошлого года деньги, выделенные на возведение второй очереди, - 91,55 миллиона рублей, ушли в Комсомольск-на-Амуре - там срочно потребовалось достраивать Инженерную школу.

    С 2013 года, по информации министерства образования и науки края, объект регулярно включали в перечень КАИП. Но... "Проектом Закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" не предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство объекта", - говорится в справке минстроя Хабаровского края за подписью и.о. министра Игоря Лавриновича.

    - Мы терпеливо ждем обещанного, - вздыхает Александр Петрынин. - Какое-то время мы планируем жить в двух домах - старом и но- вом, так как в Северном парке пока нет мастерских, где наши воспитанники обретают востребованные рабочие специальности. А ведь именно благодаря тому, что в центре они получают профессию, у нас очень низкий показатель рецидивов, несмотря на тяжелое и часто криминальное прошлое детей...

    Петрынин мечтает, чтобы за центром осталось и старое здание на улице Маяковского. Там он хотел бы открыть гостиницу или общежитие для специалистов центра, а также социальную гостиницу для выпускников. Это очень важно, ведь в самые первые дни у них могут возникнуть проблемы в училище или колледже. В этот момент педагоги центра смогли бы поддержать ребят, пока те не встанут на крыло.

    - Ночевать на улице, в колодце или подвале ребенку можно, а создать для него дополнительное место в приюте - нет? - горячится Петрынин. - На нашей эмблеме мальчика-сорванца бережно поддерживают руки взрослого. Они одновременно становятся крыльями у ребенка за спиной. И уже не хулигана видишь, а ангела. Мы смогли создать дом, где ребенка примут какой он есть и помогут ему стать, кем он захочет. Но наши возможности ограничены. Каждый день ко мне приходят родители и умоляют взять детей. Страшно им отказывать.

    Это вам не банальные уроки труда - видите, как стараются! Фото: Александр Филимоненко.
    Поделиться