Новости

12.12.2019 08:53
Транспорт

Как набрать высоту

Проблемы региональной авиации надо решать комплексно
Масштабная реконструкция аэропортов Якутии будет лишена смысла, если не пересмотреть государственные подходы к развитию региональной авиации в целом. Как считает председатель Государственного собрания (Ил Тумэна) РС(Я) Петр Гоголев, все застарелые проблемы на этом поле надо решать комплексно.

Якутия как никакой другой субъект Федерации зависит от авиационного сообщения. Авиалинии не только связывают республику с внешним миром. Внутри региона пассажирские перевозки в подавляющем большинстве случаев тоже осуществляются воздушными судами. А в арктической зоне, кроме авиации, иного пассажирского транспорта вообще нет.

- Для нашей республики развитие авиации во всех его проявлениях - один из самых важных вопросов. Сейчас ситуация такова, что уровень авиационной подвижности на местных направлениях в три раза ниже, чем в среднем по стране: в год на жителя Якутии приходится 0,287 поездки при среднероссийском показателе 0,791. При этом заменить авиасообщение здесь нечем. Если в других регионах есть относительно густая сеть автомобильных и железных дорог, у нас авиация безальтернативна, и она насквозь пронизана проблемами, - отмечает Петр Гоголев.

Решение одной из них намечено в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. К этому сроку в республике предусмотрена реконструкция 16 аэропортов. Это Якутск, Олекминск, Нюрба, Мирный, Черский, Жиганск, Хандыга, Белая Гора, Верхневилюйск, Вилюйск, Депутатский, Сангар, Нерюнгри, Полярный, Усть-Нера и Маган. Реализация этих планов, безусловно, повлияет на качество обслуживания пассажиров. Но авиатарифы ниже не станут.

- Сегодня для жителей арктической зоны авиабилет сродни предмету роскоши. Это связано с огромными расстояниями и невысоким уровнем доходов населения, с одной стороны, и состоянием авиапарка региональных авиакомпаний, и высокой стоимостью обслуживания в северных аэропортах - с другой. Повышение ценовой доступности авиаперевозок является одной из наиболее актуальных тем для руководства и населения республики. Но регион не должен решать эту проблему в одиночку. А пока получается так, - говорит спикер парламента Якутии.

Протяженность некоторых внутренних маршрутов в республике превышает 1600 километров. Она сопоставима с межрегиональными перелетами.

- При этом стоимость авиа­билета по маршруту Якутск - Черский составляет 33 тысячи рублей в одну сторону полета, а Санкт-Петербург - Симферополь с аналогичным расстоянием - от 7,2 тысячи, - приводит пример Петр Гоголев.

Межрегиональные перевозки субсидируются за счет средств федерального бюджета. А вся нагрузка по повышению транспортной доступности на внутрирегиональных линиях при схожих расстояниях ложится на республиканскую казну.

Стоимость авиабилета по маршруту Якутск - Черский составляет 33 тысячи рублей в одну сторону, а Санкт-Петербург - Симферополь с аналогичным расстоянием - от 7,2 тысячи

Как отмечает Петр Гоголев, из бюджета республики субсидируется 70 процентов стоимости авиабилетов по 157 внутрирайонным маршрутам в 23 районах. Кроме того, введено 50-процентное субсидирование экономтарифа по 14 межрайонным маршрутам в арктическую зону для отдельных категорий граждан (в возрасте до 23 лет и старше 55 лет) в период с 1 апреля по 31 октября. Воспользоваться этими льготами могут немногие пассажиры - на воздушных судах обычно выделяется квота в два-три места. При ограниченных возможностях регионального бюджета спецтарифы доступны примерно для десяти процентов жителей арктических районов.

- Общая потребность в средствах на дотирование местных авиаперевозок (без возрастных ограничений) составляет 2,5 миллиарда рублей ежегодно. В 2019 году на это предусмотрено 414,4 миллиона рублей. В 2020-м будет 295 миллионов. На мой взгляд, одним из решений должно стать федеральное участие в субсидировании внутрирегиональных маршрутов, - считает спикер Ил Тумэна.

Подвижки в этом направлении есть. Сейчас, в соответствии со статьей 26.3 федерального закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ, развитие и поддержка местных перевозок относятся к полномочиям регионов. То есть оплачивает это местная казна. Но минтранс России по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева разработал проект постановления правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению и расширения маршрутной сети местных воздушных перевозок".

- Реализация этого проекта позволит обеспечить доступность перевозок населения воздушным транспортом без возрастных ограничений и сформировать устойчивый пассажиропоток до узловых аэропортов. Но минтрансу России необходимо ускорить утверждение документа. И внедрить предоставление федеральных трансфертов начиная с 2020 года, - считает Петр Гоголев.

Предметом особой заботы местных властей и авиаторов Якутии является организация перевозок на внутриулусных линиях. В целом в республике социально значимыми признаны 163 внутриулусных маршрута. За последние пять лет по ним перевозят в среднем по 36 тысяч пассажиров в год.

- Спрос на авиаперевозки не удовлетворяется в первую очередь в связи с недостатком финансирования из бюджета. Но это не единственная причина, - говорит Петр Гоголев.

Сегодня на этих маршрутах задействован разномастный авиапарк. Самолеты Ан-2 и Ан-3, Л-410, Pilatus PС-6, вертолеты Ми-8. И этой техники не хватает, чтобы обеспечить полеты по расписанию, а не по загрузке. С каждым годом нехватка ощущается все острее, потому что машины стареют. А замены нет. Как отмечает Петр Гоголев, надо ускорять создание самолета для региональных перевозок, который можно было бы эффективно использовать на Крайнем Севере.

- Отсутствие развитой инфраструктуры, большие расстояния и малонаселенность характерны не только для Якутии. Поэтому аналогичные запросы по развитию воздушного транспорта формируются и у наших соседей, в частности, в Магаданской области и Красноярском крае, - подчеркивает руководитель регионального парламента.

Кстати

Чтобы выбраться куда-то далеко, человеку сначала надо долететь от родного села до райцентра, преодолеть невеликие по якутским меркам расстояния. Так вот, на 28 маршрутах, где путь не превышает 200 километров, за неполный 2019 год было перевезено всего 4,2 тысячи пассажиров. На расстояниях от 200 до 500 километров (а это 80 маршрутов) число пассажиров также невелико - лишь 19,2 тысячи человек.

В регионах Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Якутия