В Новоуральске не поддались панике по поводу ввоза урановых "хвостов"

Начиная с осени Интернет регулярно сотрясают известия о том, что на Урал везут радиоактивные отходы из Германии: не только соцсети, но и некоторые вполне серьезные СМИ не удержались от тиражирования истерических предупреждений неких экологов и ученых. Да, со времен Чернобыля отношение к атомной теме у большинства россиян, да и европейцев тоже, мягко говоря, настороженное. Хотя с тех пор и технологии, и контроль безопасности таких объектов поменялись кардинально, так что, пожалуй, стоит разобраться и послушать не профессиональных паникеров, а специалистов.
Татьяна Андреева/РГ

- Никакого реального повода у информационной кампании нет. Да, составы с обедненным и природным гексафторидом урана приходят регулярно - идет наша обычная производственная деятельность, - пожимает плечами генеральный директор Уральского электрохимического комбината (УЭХК) Александр Белоусов.

Свою обычную работу - обогащение урана - предприятие выполняет давно и профессионально: в ноябре отметили 70-летие со дня получения первой продукции. За все эти годы аварий и вообще каких-либо инцидентов, повлекших опасность для населения, на комбинате ни разу не случалось. Как подчеркивает гендиректор, это результат использования лучшей в мире технологии, работы высокотехнологичного оборудования и высокопрофессиональных специалистов, а еще железной дисциплины.

Руководство УЭХК и специальные службы постоянно ведут просветительскую работу с жителями Новоуральска, школьниками, СМИ, но периодически слухи об угрозе превращения Урала в "ядерную помойку" все равно возникают. Чтобы в очередной раз развеять опасения общественности, на комбинат пригласили журналистов. Нам не только детально объяснили, как все работает, но и показали производственные объекты, на которые люди "из-за периметра" попадают нечасто.

Для начала пишущей братии пришлось пройти небольшой ликбез по ядерной физике. Месторождения урана содержат два изотопа этого элемента - 235-й и 238-й в соотношении примерно 1:99. Для использования урана в энергетике необходимо повышать долю U235. В природном сырье этого изотопа содержится около 0,7 процента, а в пресловутых "хвостах" - обедненном гексафториде урана (ОГФУ) - 0,3-0,4. То есть ОГФУ, поступающий на Урал, - это не отходы АЭС и уж тем более оружейного производства, а просто своего рода отвалы, оставшиеся после обогащения сырья. Их можно повторно использовать, получая обогащенный урановый продукт, но далеко не все страны владеют такой технологией. УЭХК владеет.

- У нас очень рентабельная, высокоэффективная технология, - подчеркивает Александр Белоусов. - Так что ОГФУ, который мы ввозим из-за границы, это не отходы, а ценнейшее сырье, в том числе для будущих поколений.

ОГФУ, поступающий на Урал, - это не ядерные отходы, а просто своего рода отвалы, оставшиеся после обогащения сырья. Их можно повторно использовать

По сути, на комбинат просто поступает давальческое сырье, из которого здесь производят нужный заказчику товар - обогащенный уран. Вообще-то УЭХК перерабатывает не только импортный ОГФУ, но и отечественный, как и первичное сырье. Вот основное производство - бесконечные ряды газовых центрифуг: общая длина корпуса превышает километр, немногочисленный обслуживающий персонал преодолевает расстояния на велосипедах. Разделение изотопов происходит за счет разницы в их массе. К центрифугам ведут три трубы: по желтой поступает сырье (газообразный гексафторид урана), в красную уходит готовая продукция, в синюю - ОГФУ. Обогащенный уран дальше отправляется на фабрикацию на другие предприятия Топливной компании Росатома "ТВЭЛ", обедненный гексафторид идет на хранение.

Склад, где размещаются контейнеры с ОГФУ, на первый взгляд удивляет и вызывает у коллег резонный вопрос: а не опасно ли держать их под открытым небом? Ответ специалистов однозначен: абсолютно безопасно. ОГФУ помещают в громадные четырехкубовые "бочки" из углеродистой стали с толщиной стенки 16 миллиметров, срок эксплуатации которых не менее 80 лет. Все емкости постоянно проходят серьезный контроль и испытания, на каждую выдается сертификат и другие разрешительные документы. Но вообще-то за всю историю УЭХК, да и других подобных предприятий России случаев разгерметизации контейнеров не было.

И все-таки зачем уральскому предприятию такая морока: организация доставки ОГФУ из-за рубежа, его переработки и хранения, обслуживания контейнеров и т.д.?

- Мы работаем по законам экономики: если это выгодно, оказываем такую услугу, - поясняет генеральный директор.

Заметим, около 80 процентов продукции УЭХК поставляет на экспорт, а зарубежные партнеры нередко как раз заказывают производство обогащенного урана из своего ОГФУ. Но есть и более весомые аргументы, прежде всего высокая себестоимость добычи природного сырья и экологические риски при разработке месторождений. Еще один важнейший момент - необходимость загрузки оборудования УЭХК, работающего в непрерывном режиме, а это половина российских и пятая часть мировых мощностей по обогащению урана.

- Что же касается хранения ОГФУ, то, согласно концепции развития российской атомной энергетики, отрасль будет постепенно переходить на реакторы на быстрых нейтронах и U238 станет использоваться для производства топлива для них, - говорит Александр Белоусов. - Наука развивается очень быстро, я уверен, что через несколько лет ученые найдут применение этому дорогостоящему материалу.