Новости

13.12.2019 16:07
Рубрика: Digital
Проект: Наука

В Берлине российские и немецкие ученые обсудили опасность "умных" гаджетов

Текст: Мария Агранович (Берлин - Москва)
Может ли чайник захватить дом? Как управлять виртуальным капиталом? Кто защитит детей от кибербуллинга? Эти и другие вопросы цифровой безопасности обсудили ведущие специалисты немецких и российских вузов на Международной конференции "Экосистема цифровой экономики". Встречу организовало Россотрудничество в Российском доме науки и культуры в Берлине.
 Фото: iStock  Фото: iStock
Фото: iStock

- Такой двусторонний обмен опытом очень важен, - отметил на конференции директор Института информационных технологий и анализа данных Иркутского национального исследовательского технического университета Дмитрий Постельник. Его презентация была посвящена преимуществу использования цифровых технологий в обучении естественным наукам и математике.

- Самое интересное, что мы можем тоже взять на вооружение из опыта коллег - это их практическая форма обучения: работа с партнерами, внедрение в процесс проектного обучения, когда учебный план целиком построен вокруг проекта.

Доцент СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Алла Левина представила свой взгляд на опасности, которые таят для человека повседневные устройства с "умной" начинкой. Например, электрический чайник, холодильник с опцией подключений к вай-фай, собачий ошейник с gps-датчиком и, наконец, обыкновенный смартфон. Все эти устройства можно взломать и узнать личные данные. Например, через gps-ошейник, подключенный к мобильнику, можно узнать не только о том, где сейчас бегает ваш Шарик, но и о том, где вы живете и когда уходите из дома. Слабые места "умных" устройств - атаки по сторонним каналам. В качестве примера Анна показала небольшой шутливый киноролик о том, как "мистер Чайник" договорился со всей "умной" техникой в доме и выставил на улицу хозяина.

В ЛЭТИ занимаются исследованием и анализом "ахиллесовых пят" в ноутбуках, телефонах и других гаджетах и поиском решений для защиты. Пока один из самых эффективных методов - разработка кодов, исправляющих ошибки.

Ведущий контент-аналитик "Лаборатории Касперского" Андрей Сиденко представил в Берлине результаты исследования 2,5 тысячи россиян на тему кибербезопасности детей. По его данным, первый гаджет у современных детей появляется уже в три года - его дают сами родители. Как правило, это смартфон или планшет с мультиками. А в 6 лет почти у каждого уже есть свое персональное устройство. К 11-14 годам - все с мобильниками. И 85 процентов детей отвечают, что не могут обойтись без телефона. В 15-18 лет почти все свое свободное время подростки проводят в интернете. Одна из самых частых причин конфликтов с родителями в этом возрасте - время "сидения" в телефоне. Беда в том, говорит Сиденко, что дети выкладывают в сеть слишком много личной информации и, сами того не подозревая, очень облегчают жизнь хакерам, ворам и другим преступникам. Другая проблема том, что 35 процентов родителей вообще никак не контролируют время ребенка в интернете и тот контент, что попадается ему на глаза. Другая часть взрослых и хотела бы рассказывать детям о кибербезопасности, но не знает, как. Для этого, говорит Андрей Сиденко, нужно заниматься ликбезом не только среди детей, но и родителей учить основам безопасности в интернете.

- Нужно выводить основы безопасности в сети на новый уровень, так как это базовый навык, которым должны обладать все. Родители должны знать, что их ребенок делает в сети, - подчеркнул эксперт.

О виртуальной экономике рассказал на конференции представитель Гогенгеймского университета (Штутгарт, Германия) Леонард Бринстер. Он рассказал собравшимся о венчурном капитале и тонкостях его использования.

Дискуссия о цифре в Берлине стала очередной в цикле международных межуниверситетских конференций, которые Россотрудничество уже провело в Индии, Индонезии и Иране. По итогам прошедших конференций были заключены меморандумы о сотрудничестве между российскими и зарубежными вузами, в числе основных направлений которых: обмен студентами, программы двойных дипломов, а также согласие на сотрудничество между вузами в области цифровых технологий и науки.

Digital Интернет Общество Семья и дети