14.12.2019 14:34
    Поделиться

    Context Дианы Вишневой прошел в Москве и Петербурге

    Международный фестиваль, несколько лет взрывавший обе столицы экспериментами и неизвестной классикой авангарда, на этот раз представил программу неожиданно скромную. Но каждый спектакль в ней был из тех, что нельзя пропустить.
    Context/ Diana Vishneva/ Мария Хуторцева

    Вишнева одной из первых среди организаторов отечественных танцевальных фестивалей не побоялась выстроить свой Context не вокруг сцены, а вокруг зрителей. Особенность фестиваля в том, что он позволяет увидеть балет в максимальном приближении: после спектаклей - встречи с хореографами, до - мастер-классы, дискуссии, документальные фильмы. Поэтому каждый фестиваль превращался в "сессию", когда за несколько дней даже неофит мог разобраться в том, что же такое современный танец. Но в этом году фестиваль Context. Diana Vishneva изменился. По-прежнему идущий одновременно в Москве и Петербурге, он разделился на этапы: стартовал осенью, финишировал зимой.

    Зато содержание оказалось емким как никогда. Танцевальные мастер-классы вели Татьяна Баганова и Николь Кольманн - ассистент Марко Гекке. Были организованы лаборатория по сценическому свету и фотодокументированию движения. В кинопрограмме выделялся полуторачасовой фильм о легендарном хореографе Мерсе Каннингеме, практически неизвестном в России. Рекордным оказался традиционный конкурс молодых хореографов - на него было подано более двухсот заявок. Правда, имена нынешних финалисток лучше забыть, чем запоминать; над уровнем женского рукоделия поднялся лишь победитель - Кирилл Радев, в свои 38 лет известный и опытный хореограф.

    Театральная часть фестиваля в этом году включала два спектакля. Equal Elevations поставил Маркосом Морау, который осенью наделал шума на фестивале Dance Inversion. Тогда его спектакль "Оскара" исполняла баскская компания, теперь же - его собственная труппа La Veronal. Equal Elevations были поставлены в мадридском Центре искусств королевы Софии, где были выстроены как диалог танцовщиков и скульптуры "Равный - параллельный" Ричарда Серра. В Москве спектакль поместили в Итальянский дворик Пушкинского музея. Небольшую площадку выгородили прямо под слепком микеланджеловского Давида, перед величественными всадниками-кондотьерами. Но идеальной декорацией постановки в Итальянском дворике оказался портал Руанского собора - он идеально подошел для этой хореографии, настаивающей на своих бытовых корнях, сосредоточенной на партерных движениях и бравирующей внешней простотой. Но когда зрителю начинает казаться, что эти движения настолько естественны, что так может и он, хореограф запускает женский дуэт. Тела в нем не сплетаются, но, кажется, сращиваются. Исполнительницы владеют и классическим танцем, и акробатикой, и, возможно, восточными единоборствами. Становилось понятно, почему за 37-летним испанским постановщиком - хореографом, режиссером, архитектором сценического пространства - выстроились в очередь крупнейшие фестивали и первоклассные компании.

    На вершине признания уже находится 44-летний Хофеш Шехтер - автор Grand Finale, закрывшего нынешний фестиваль Дианы Вишневой. Название спектакля в данном случае оказалось определением жанра высказывания, развернутого до двух актов. Как и в спектакле Маркоса Морау, у Шехтера нет сюжета - по крайней мере, такого, который можно пересказать в программке. Сюжет у обоих - это история чувств, пережитых эмоций, сопричастность которым объединяет публику. Мир работающего в Великобритании израильтянина Шехтера (он - еще один воспитанник легендарной "Батшевы" из Тель-Авива) полон печали и трагизма. Краски депрессии этот хореограф способен сгущать до безысходности. Но тела танцовщиков наполнены такой энергией и витальностью, что каждое движение воплощает совершенство природы, преодоление любых невзгод и неизбежное торжество жизни. Такой победной точки не ставил еще ни один из шести предыдущих фестивалей Дианы Вишневой.

    Поделиться