15.12.2019 17:59
    Партнерский материал
    Поделиться

    Бизнес-партнеры "Макдоналдс" в России вспоминают о том, как все начиналось

    Что 30-летний юбилей деятельности означает для крупной бизнес-структуры? Однозначно это период расцвета и развития, время подведения важных итогов и понимания новых перспектив. А еще - время исторических флешбэков, ярких воспоминаний о тех самых, успевших стать непривычно далекими, годах…
    предоставлены пресс-службой "Макдоналдс"

    "Макдоналдс" в России открылся в январе 1990-го, - в то время, когда Биг Мак для нас с вами равнялся глотку свежего воздуха. За без малого три десятилетия своей успешной работы в России "Макдоналдс" успел не только полюбиться миллионам сограждан, но и локализовать производство фактически всех ингредиентов "того самого бургера". Теперь все они - от муки для булочек до говяжьей котлеты - официально made in Russia. Из-за рубежа к нам приезжают только зёрна кунжута.

    Официальные поставщики "Макдоналдс" в канун 30-летия компании в России вспоминают первый раз, когда они попробовали этот бургер, и отвечают на вопрос, трудно ли было научить Биг Мак "говорить по-русски".

    У Биг Мака отличные шансы

    Игорь Старостенко, генеральный директор компании МАРР РУССИЯ, которая производит котлеты для "Макдоналдс", знает толк в мясе и уверен: тема бургеров будет актуальна ещё многие годы.

    - Когда вы познакомились с Биг Маком?

    - Как и все советские люди, - когда открылся первый "Макдоналдс" на Пушкинской. Мы представляли, что это просто булочка с котлетой, а там оказались сыр, салат, соус и кунжутные семечки сверху. Такого раньше не было!

    - Как вы стали сотрудничать?

    - Решение открыть предприятие в России созрело ещё в 80-е. Но в 1989 году в стране был полный развал, поэтому в Солнцево появился "Маккомплекс". Там они начали выпускать и котлеты, и булочки, и соусы, и даже пробовали делать картошку фри, но из отечественного сырья она не получалась. Это был единственный завод в мире, который принадлежал "Макдоналдс". Ни в одной другой стране они так не поступали, потому что компания занимается только открытием и развитием предприятий питания.

    В середине нулевых они поняли, что ситуация на рынке изменилась, появились новые игроки. "Макдоналдс" принял решение избавиться от этого непрофильного актива. "Марр Руссия" выиграла тендер на производство котлет и т.д.

    - Мясо вы возите из Оренбурга. Не далеко?

    - Оренбургская область - одна из тех, где есть хорошие хозяйства. Здесь животноводы скрестили калмыцкую породу и герефордов, которых завезли туда ещё в 50-е. В итоге они вывели коров под названием "казахская белоголовая. Именно их мясо мы используем в производстве сегодня.

    В форточку за контрактом

    Виктор Семёнов, глава "Белой Дачи", признает: не было бы "Макдоналдс", не стала бы компания такой, как сейчас. А поначалу сотрудничество сопровождалось зубовным скрежетом…

    - Помните, как вы впервые попробовали этот легендарный бургер?

    - Впервые я попробовал Биг Мак на открытии одного из их новых предприятий, когда наша компания уже стала поставщиком. Биг Мак меня поразил. Потому что там были овощи, а для меня это очень важно. Тем более овощи были наши!

    - Как вы стали поставщиком?

    - Представьте, 90-й год, эпоха тотального дефицита. Очередь в кабинет нашего коммерческого директора стояла с утра - по 20-30 человек. Кто салатик просил, кто огурцы, "за ради Бога" дай! За ценой не постоим! А тогда же цены были государственные, всё было регламентировано и распределено, продать можно было только то, что произвёл сверх плана. Так вот в этом самом кабинете, где мы с вами разговариваем, в 1990-м вечерами с моими замами мы делились тем, что произошло за день.

    И наш коммерческий директор говорит небрежно: "Хм… "Макдоналдс" у меня сегодня был. Просил салаты". "И чего?" - спрашиваю я. "А ничего! - отвечает тот, - У них всего одна точка, им в день надо всего 2-3 ящика салата. Я им ответил: "Будете платить валюту, будем поставлять. А за рубли у нас и так тут очередь".

    Я ему: "Ты что, с ума сошёл? Это же "Макдоналдс"! Ты же был за рубежом? Видел, сколько их там?" - "Да, но у нас-то один!" - "Это сегодня один! - отвечаю я. - а завтра будет 101! И мы должны уже сегодня стать его поставщиком. Даю тебе три дня, иди и без контракта не возвращайся!" - "Как я туда попаду? Ты видел, какая там очередь?!" - "Он к тебе приходил? Приходил. Ты им отказал? Отказал. Теперь сам думай, как к нему попасть. Хоть в форточку лезь!".

    Надо отдать ему должное, договор он заключил. И с тех пор мы ни на один день не сорвали поставку. Даже в тот ужасный 2014-й год, когда началось эмбарго.

    Лет 10 назад "Макдоналдс" затеял акцию - два Биг Мака по цене одного. Я её запомнил на всю жизнь. Потому что мы чуть не подвели "Макдоналдс". Они и сами не ожидали: заложили какое-то увеличение продаж, но тут случился настоящий ажиотаж. У нас стал заканчиваться салат. Совсем. Зимой "Айсберг" у нас не растёт, - он только для открытого грунта. И мы завозили его от наших зарубежных поставщиков - из Италии, Испании. А тут акция! Мы уже из Израиля всё, что можно, выбрали, из Африки. Это же особый товар, его никто впрок не выращивает… Пришлось за "Айсбергом" отправлять самолеты в Америку! Экономически это был просто абсурд. Но выбора не было.

    - О требованиях "Макдоналдс" слагают легенды. Как вам удаётся соответствовать?

    - Я говорил и буду говорить: новую "Белую Дачу" отчасти построил "Макдоналдс". У нас не было денег на линию (она тогда стоила около 100 тыс. долларов), те дали кредит, договорились, что за год мы все деньги вернём. Они купили и привезли готовое оборудование, помогли смонтировать. Мы построили цех для производства, - все произошло в течение 3-4 месяцев.

    И через год "Макдоналдс" увеличил нам заказ вдвое, мы стали эксклюзивным поставщиком.

    Но сначала ко мне бригадиры прибегали в истерике. "Да они издеваются над нами, Виктор Александрович! Сделайте что-нибудь! Они мышеловки везде ставить заставляют, а у нас эти мышеловки не знают, что такое мышь! Знаете, что они творят? Они пошли в туалет и за унитазом делали соскобы на микробиологию!"

    - И что вы отвечали?

    - Что, если ещё раз ко мне придут с жалобами на "Макдоналдс", могут сразу писать заявление. Они нас бесплатно учат, как надо работать, а мы ещё упрямимся!

    Через два-три года стало легче. Мы первыми в России были аттестованы по высшему критерию гигиены пищевого предприятия - ISO-20000:1. Настолько нас "Макдоналдс" тогда "построил", что для нас эти требования стали нормой жизни, мы теперь - лидеры гигиены.

    А в прошлом году мы, наконец, локализовали производство картофеля. К нему у "Макдоналдс" очень непростые требования. Теперь в Тамбовской и Липецкой областях стали выращивать те сорта, из которых можно делать картофель фри. И открыли новый завод под Липецком, который его производит. Это настоящий прорыв, совершенно новое направление в пищевой промышленности России.

    Когда булочка талии не враг

    Юрий Шарабакин, генеральный директор BIMBO QSR Russia, убеждает не откладывать в сторону половинку булочки Биг Мака: она сделана по особому рецепту и не вредит талии.

    - Помните, когда вы впервые дегустировали Биг Мак?

    - Зимой 1993 года я поехал в командировку в Москву (я из Санкт-Петербурга). Помню, что отправился на старый Арбат, знал: там есть "Макдоналдс". Тогда я ощущал, что Биг Мак - это символ перемен в нашей стране, и его вкуса я не запомнил, столько было эмоций.

    - Когда я ем Биг Мак, одну половинку булочки откладываю в сторону.

    - И напрасно. Для "Макдоналдс" очень важно, чтобы в их продукции были использованы те ингредиенты, которые несут людям пользу. А состав этой булочки полезнее, чем какой-либо другой. В ней нет никаких красителей, добавок. Мы проделали очень долгий путь к тому, чтобы сегодня выпускать продукт, не уступающий другим по вкусу и внешнему виду, но в котором калорий на 30% меньше, чем в обычном хлебе.

    Фото: предоставлены пресс-службой "Макдоналдс"

    Бренд - это надолго

    Об особо секретных огурцах в Биг Маке рассказал глава ООО "Аграм" Анатолий Ревякин.

    - Как вы стали поставщиком "Макдоналдс"?

    - Наш совхоз "Заречье", где я работал коммерческим директором, был передовым по выращиванию огурцов. Меня отправили на производство компании "Девеляй", что под Мюнхеном. Теперь мы знали, с чего начать: купили оборудование, дубовые бочки, сделали мини-цех. В том же году вырастили первый урожай огурцов для "Макдоналдс", засолили, прошла ферментация, - и выпустили продукцию. Успели как раз к открытию первого предприятия на Пушкинской. Там впервые с супругой и попробовали Биг Мак с нашими огурцами.

    - Как решили расширяться?

    - В "Заречье" площади были невелики, огурцы стала выращивать и "Белая Дача". Нюанс в том, что они должны быть особыми - толстокожими, с небольшим семенным гнездом. Это сорта Флурия и Потомак. После стал ездить - по Краснодарском краю, Ростовской области. Там, в станице Багаевская купил 5 га земли. Это был заброшенный, разбитый винный цех. Сейчас там современное производство на 600 га.

    Игрок "сборной Биг Мака"

    Каждый ингредиент в Биг Маке уникален. А уж тем более сыр! Свою историю знакомства с "Макдоналдс" и самым знаменитым бургером рассказывает руководитель компании "Хохланд Русланд" Алексей Прохоров.

    - Помните, когда попали в "Макдоналдс", почему пошли туда?

    - Первый раз в "Макдоналдс" я зашел очень давно, когда открылся самый первый "Макдоналдс" на Пушкинской. И тут не могу не признаться: удивила именно организация работы - все было очень быстро и удобно.

    - Что за сыр вы делаете для Биг Мака?

    - Это ломтики сыра Чеддер. Именно они - "игроки сборной Биг Мака".

    - У компании очень строгие правила и контроль качества. Некоторые поставщики признавались: были моменты, когда из-за жёстких требований испытывали сложности. А у вас они были?

    - Hochland сотрудничает с "Макдоналдс" с 1974 года, поэтому высокие требования этой сети к своим поставщикам были нам хорошо известны. Компания работала в таком режиме давно, так что у нас аудиты и высокие требования к качеству никогда не вызывали какого-то стресса.

    Мраморное мясо - это доступно

    "А вы знаете, из какого мяса делают котлету для Биг Мака?" - спрашивает Виктор Линник, президент АПХ "Мираторг". Судя по тому, что он хитро улыбается, вопрос с подвохом.

    - Из говяжьего?

    - Не просто из говяжьего! Из мяса молодых бычков породы абердин-ангус. И это не просто "какое-то филе" - это мраморное мясо.

    - А разве оно не жирное?

    - По стандартам Макдоналдс жирность котлет из говядины для основных бургеров должна быть около 20%. Зато и жарят эти котлеты без масла, в электрическом гриле. Кстати, "докторская" колбаса жирнее.

    - Рассказы о том, как "Макдоналдс" контролирует качество, всегда похожи на закрученный детектив.

    - Правильнее сказать, расследование. Качество продукции в меню "Макдоналдс" начинается с ингредиентов - с хорошего мяса, с хорошего молока, с хорошего хлеба, с хороших овощей.

    - Как контролируют котлету из Биг Мака?

    - Всё начинается еще на этапе выращивания крупного рогатого скота. Когда мы строили нашу компанию, это были серьёзные инвестиции и лучший зарубежный опыт. Животное чипируется, и потом ты можешь проследить весь его жизненный путь: как питался, как содержался, как прибавлял в весе, когда делались прививки... Можно сказать, у каждой котлеты своя история.

    Фото: предоставлены пресс-службой "Макдоналдс"
    Поделиться