Старый федеральный закон, призванный урегулировать работу таксомоторных компаний, вступил в силу в сентябре 2011 года. Он обязал таксистов получать специальные разрешения в органах исполнительной власти регионов. А также ввел ответственность за отсутствие техосмотра автомобиля, чека у пассажира, а также предрейсового медосмотра у водителя.
Однако искоренить теневой рынок реформа не смогла. Наоборот, "бомбилы" даже получили некоторые преимущества перед легальными перевозчиками. Штрафы для первых сейчас не превышают пяти тысяч рублей, для вторых колеблются в районе 30-50 тысяч рублей.
С тех пор прошло более восьми лет. Рынок изменился, но правила игры - нет.
- Сама отрасль уже фактически функционирует в реалиях цифровой экономики - 95 процентов пользователей заказывают такси через агрегаторы, - делится информацией председатель общественного совета международного Евразийского форума "Такси" (МЕФТ), член совета Общественной палаты РФ Елена Сутормина. - По экспертным данным, за сутки в России выполняется 27 миллионов таких заказов. Наличие серых схем приводит к тому, что к агрегаторам подключаются водители автомобилей, не имеющие разрешения и не прошедшие технического осмотра. К сожалению, эти факторы привели к существенному росту количества ДТП с участием такси.
На днях Общественный совет при Минтрансе России поддержал новый законопроект о такси. Если он вступит в силу, агрегаторам, сетевым диспетчерам, колл-центрам и другим подобным службам запретят передавать заказы нелегалам. За нарушение этого требования предусмотрены солидные штрафы.
- Кроме того, посредники должны вместе с водителями нести ответственность за отсутствие медосмотров, техосмотров, необходимых страховок, - комментирует ситуацию руководитель рабочей группы по дорожной инфраструктуре и автомобильному транспорту Общественного совета при Минтрансе России, депутат Калининградской областной думы Леонид Степанюк. - В том числе за отсутствие страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами - оно также станет обязательным. Эти моменты, которые я считаю ключевыми, уже учтены в законопроекте. Но документу требуется серьезная доработка, в том числе с учетом замечаний Общественного совета. Так, необходимо исключить возможность передачи автомобиля, на который оформлено разрешение, в аренду другим лицам. Сейчас по такой схеме за рулем такси может оказаться водитель, не имеющий необходимого трехлетнего стажа.
Аналитический центр при правительстве РФ рассчитал, какую долю рынка такси формировали в прошлом году нелегалы. Эксперты исходили из разницы между общим числом перевозок и количеством рейсов, которые могут совершить в регионах лицензированные автомобили при их фактической интенсивности работы.
В целом по стране доля нелегальных поездок составила 16 процентов. В Мурманской, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и Республике Коми парк легальных такси способен был полностью закрыть потребности местных жителей. В Карелии и Калининградской области нелегалам досталось как минимум 10 процентов всех перевозок, в Санкт-Петербурге - минимум 25 процентов, в Архангельской и Вологодской областях - минимум 50 процентов.
Власти Архангельской области совместно с ГИБДД регулярно проводят специальные рейды, направленные на легализацию таксомоторного рынка. С начала 2019 года в ходе таких мероприятий специалисты выявили более 100 нарушений. При этом наибольший процент таксистов-нелегалов, по словам министра транспорта региона Вадима Кривова, работает в небольших городах - там, где есть сложности с организацией проверок.
Глава региона Игорь Орлов предложил использовать механизм общественного контроля для повышения качества услуг такси. Еще одной важной мерой станет создание специализированных стоянок для легальных перевозчиков.
- Сейчас пассажир, выйдя из аэропорта, вокзала, порой не может найти заказанное им такси или просто подойти к официальному перевозчику, так как все стоянки, как правило, заняты нелегалами, - отмечает Вадим Кривов. - Установка знаков "Место стоянки легковых такси" позволит контролировать нахождение в указанных точках только автомобилей, полностью соответствующих правилам перевозок, что улучшит качество и безопасность предоставляемых услуг.
Кроме того, в 2017 году в регионе впервые применили такую меру борьбы с нелегальными перевозчиками, как изъятие орудия правонарушения (то есть автомобиля). Отправлять машины на штрафстоянки на один-два месяца до решения суда позволяет КоАП РФ. И зачастую эта санкция оказывается более действенной, чем штраф в пять тысяч рублей. По пути ареста автомобилей пошли и другие субъекты СЗФО.?Так, на Вологодчине за первые шесть месяцев 2019-го у водителей такси, работающих незаконно, забрали более ста машин.
Новый законопроект упростит работу региональных властей, направленную на легализацию рынка такси. Однако эксперты предупреждают: если правила игры ужесточатся чрезмерно, "бомбил" может стать еще больше.
Норма, спровоцировавшая множество споров, связана с обязательной установкой тахографов - для контроля режима труда и отдыха водителей. Стоимость устройств варьируется в районе 30-60 тысяч рублей, их обслуживание также требует затрат.
При этом, как полагает Елена Сутормина, обеспечить качество и безопасность таксомоторных перевозок с учетом масштаба рынка, почти полностью перешедшего в цифровой формат, аналоговыми методами невозможно. Альтернативой могут стать цифровые профили автомобилей и водителей такси. Их модели разработали Общественный институт развития такси МЕФТ, АО "Электронный паспорт" и ГК "Ростех".
Идентификация в цифровой системе осуществляется с помощью изображения лица, записи голоса, отпечатков пальцев, ладоней и других биометрических показателей. То есть водителю не удастся передать машину знакомому, не имеющему права перевозить пассажиров. Кроме того, благодаря цифровым профилям таксисты не смогут трудиться сутками напролет. В перспективе система способна интегрироваться с неограниченным кругом дополнительных сервисов - страховых, автомобильных и медицинских.
По словам Леонида Степанюка, если цифровые профили позволят агрегаторам и диспетчерским службам отсеивать нелегалов, контролировать, действительны ли страховки, прошел ли водитель медосмотр, их внедрение будет шагом в правильном направлении.
- Главная цель обсуждаемого законопроекта - повысить безопасность услуг такси, не допустив существенного роста их стоимости. Законодателям следует учесть современные технологии, также работающие на достижение этой цели, - подводит итог Леонид Степанюк.