29.12.2019 19:39
    Поделиться

    Ветеран в год своего 100-летия напутствовал экипаж корвета "Гремящий"

    Пусть экипаж нового корабля вместе с флагом ВМФ примет как эстафету поколений и понесет с Северного флота на Тихоокеанский звание гвардейского! Таким, если суммировать, было главное пожелание командиру корвета "Гремящий" капитану II ранга Олегу Потапову от ветерана-североморца и заслуженного корабела Павла Васильевича Лапшинова, который восемь лет служил на эсминце "Гремящий", воевал на нем в Заполярье и сохранил живую память об этом до наших дней.

    В годы войны Лапшинов со своим экипажем участвовал в проводке союзнических конвоев и уже в 43-м был награжден за это именной медалью английского короля Георга IV "За боевые заслуги" - весьма почитаемой в королевских ВМС Великобритании. А теперь, много лет спустя и буквально накануне своего 100-летнего юбилея, бывший старшина отделения на гвардейском эсминце "Гремящий" принимал у себя в гостях командира только что построенного на Северной верфи в Петербурге корвета "Гремящий".

    За тем, как проходили и проходят испытания нового корабля с давно знакомым именем, ветеран следит из Северодвинска, где живет и где работал с первых послевоенных лет. И где Павла Лапшинова знают как заслуженного корабела - ответственного сдатчика 9 атомных и 3 дизельных подводных лодок. А еще - строителя плавдока "Сухона", с помощью которого выводятся из эллинга и спускаются на воду современные АПЛ, включая и совсем недавнюю такую "премьеру" под названием "Новосибирск", первый серийный "Ясень-М" (проект 885М санкт-петербургского МБМ "Малахит").

    Организовать такую "встречу поколений", чтобы гвардейская эстафета стала по-настоящему живой, задумал первым председатель совета ветеранов-подводников "Севмаша" Виктор Сорокин и тогда же попросил подключиться "Российскую газету". На Северной верфи в Петербурге, где в то время начинались государственные испытания нового корвета, идею поддержали. Руководитель пресс-службы Ольга Данилевская и директор заводского музея Игорь Ивановский во время совместной экскурсии познакомили нас с командиром "Гремящего" и его заместителем по работе с личным составом, которые прибыли на завод с Тихоокеанского флота и туда же - вместе с новым кораблем и своим экипажем - мечтали вернуться...

    А на Северном флоте, особенно в ветеранских кругах, было желание оставить у себя корабль с легендарной историей. Ведь он и после войны много чего повидал. А у Новой Земли на рубеже 60-х испытал на себе мощь первых ядерных торпед. О том, как это было, теперь уже некого расспросить, остались только мемуары его последнего командира про последние мили "Гремящего"...

    Но старшина из экипажа военной поры жив! В пятницу, 27 декабря, Павла Васильевича Лапшинова поздравляли со 100-летием всем Северодвинском. А перед этим он сам напутствовал заново рожденный корабль: вручил Олегу Потапову командирские часы и сделал первую запись в книге почетных посетителей нового корвета: "Желаю вам чтить и приумножать лучшие традиции моряков военных лет. Семь футов под килем и всех благ на счастье нашей Родины!".

    Тем временем

    Головной корвет проекта 20350 "Гремящий" 26 декабря выполнил артиллерийские стрельбы по воздушной цели в Баренцевом море в ходе госиспытаний. Об этом сообщил начальник пресс-службы Северного флота Вадим Серга. Ранее гендиректор "Северной верфи" Игорь Пономарев дал понять, что "Гремящий" планируется передать ВМФ России "в районе новогодних праздников".

    Август 1993 года, Баренцево море. Теплоход "Анна Ахматова" с участниками международной конференции "От моратория на ядерные испытания - к их полному запрету" совершает плавание по маршруту Архангельск - Новая Земля - Мурманск. Последний командир эсминца "Гремящий" капитан I ранге в отставке А.И. Алферов дает интервью на траверзе губы Черная архипелага Новая Земля, где с осени 1957-го остается в полузатопленном состоянии на мелководье ОС-5. Именно так было закодировано название эсминца "Гремящий" для участия в испытании первых торпед с ядерными зарядами: опытное судно №5, по существу - корабль-мишень с регистрирующей аппаратурой." Фото: Архив движения за экологическую безопасность "К новой Земле"
    Поделиться