Последнее время я взял за правило: покупать только книгу, которую я немедленно прочитаю.
Буквально - вернувшись домой. Будем откровенны: книга перестала быть ценной вещью. Это не умаляет значения литературы, но книга - еще и вещь. Купить книгу - все равно что прописать в доме человека.
Три книги уходящего года, которые я не мог не приобрести, потому что мне хотелось их немедленно прочитать.
Самая полная на сегодня биография великого русского поэта Серебряного века и первого десятилетия Советской власти. Сочетание авторского подхода и строгой документальности. Наличие отчетливой авторской концепции жизни и смерти Есенина и спокойный и объективный разговор о сложных обстоятельствах его судьбы. И, конечно, важный момент - смерть Есенина. Прилепин убедительно доказывает, что это было самоубийство.
Проза Александра Иличевского прежде всего красива, если не сказать роскошна. Это чувство я испытывал, когда читал его великолепного "Перса", в 2010 удостоенного премии "Большая книга". Это же чувство испытываешь и сегодня, прочитав роман "Чертеж Ньютона". Прозу Иличевского хочется принимать небольшими порциями, "с ложечки", как лекарство против литературной серости. Это роман-травелог, мистический роман и роман воспитания, где становление характера героя происходит через сложные отношения с отцом. И еще - это мудрые размышления о тонких связях науки и религии.
В последние годы Лев Толстой стал чем-то вроде бренда. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что это наш Лев Николаевич вот так "сделал" писателей всех времен и народов. Плохо, что Толстого всё меньше читают, и большинство имеет весьма туманное представление о его биографии. Биография Толстого от ведущего современного филолога и историка литературы Андрея Зорина была написана по-английски и предназначена для англоязычного читателя. Теперь он выпустил ее на русском. Как аналог вспоминается "Николай Гоголь" Набокова. Английский шлейф книги, на мой взгляд, пошел ей на пользу. Она написана спокойно, без педалирования каких бы то ни было концепций. Небольшого сравнительно объема, но абсолютно полная биография гения. В то же время в книге встречаются неожиданные открытия: например, о прототипе Анны Карениной.