11.01.2020 12:55
    Поделиться

    "Коляда-театр" открывает московские гастроли в одиннадцатый раз

    В понедельник 13-го в Москве драмой "Калигула" начнется традиционный январский марафон спектаклей екатеринбургского "Коляда-театра" - самого популярного частного театра России. Театральный центр на Страстном принимает уральцев в одиннадцатый раз, что само по себе не имеет прецедентов: он стал как бы еще одним стационаром екатеринбургского театра, где всегда негде яблоку упасть - театр в Москве нетерпеливо ждут.
    Елена Гецевич

    Гастроли масштабные: 32 спектакля на Страстном, 9 на малой сцене Боярских палат рядом и - впервые - три в культурном центре "Вдохновение" в Ясенево. Многие из спектаклей москвичи уже хорошо знают и любят: "Гамлет", "Вишневый сад", "Двенадцать стульев", "Оптимистическая трагедия", "Ревизор", "Старосветская любовь", "Горе от ума", "Маскарад", "Трамвай "Желание", "Слуга двух господ", "Большая советская энциклопедия"… Покажут и новейшие премьеры, включая сенсационного "Калигулу" по новой пьесе Николая Коляды, "Раскольникова" по Достоевскому, "Детство" по Горькому.

    "Слугу двух господ" москвичи уже хорошо знают и любят. Наснимке - сцена из спектакля. Фото: Валерий Кичин

    Москва, как всегда, принимает эти гастроли со сложными чувствами. Заранее наэлектризована армия поклонников театра. Она постоянно растет, люди смотрят спектакли по несколько раз, приводят друзей и знакомых, ждут любимых актеров после спектакля, задаривают труппу подарками, пишут в соцсетях необычно экзальтированные отзывы. Критики привычно морщат носы и, как правило, старательно обходят эту тему стороной: балаган, провинция, самодеятельность. Созданный драматургом Николаем Колядой с нуля, без поддержки, театр тем временем объездил всю Европу, срубил восторженные рецензии в польских, французских, сербских, израильских, немецких, греческих газетах - московские пока держат дистанцию, критики на спектакли не ходят, "Золотая маска" уральский феномен не замечает. Но пока собака даже не лает, караван идет - театр снова начинает свои гастроли при переполненном зале.

    Сорок четыре спектакля покажет екатеринбургский "Коляда-театр" в Москве

    В чем секрет его воздействия - столь неровного, шумного, пестрого, с диапазоном от изысканной трагедии до откровенной попсы, от балаганного смеха до неожиданно глубоких и мудрых прозрений? В отличие от многих, это театр живой. За ним интересно наблюдать. Ему нельзя не сопереживать. Хрестоматийные пьесы на его сцене, неузнаваемо преображенные фантазией постановщика, открывают доселе неведомые бездны чувств и смыслов. С этим можно спорить, можно этим восторгаться или возмущаться, но однажды увиденное уже не выветрится из памяти, будоража душу и сердце. Это авторский театр, и его спектакли - это общение с его создателем, родоначальником признанной в мире драматургической школы и удивительным человеком Николаем Колядой. Он всегда встречает зрителей в фойе своего театра, их приветствует и им рад: театр живет исключительно за счет проданных билетов и гонораров самого Коляды, полученных им за идущие по всему миру пьесы. Живет практически без финансовых вливаний со стороны, что тоже делает его путь и судьбу уникальными и феноменальными.

    "Раскольников". Фото: Елена Гецевич

    Перед началом гастролей наш традиционный звонок в Екатеринбург, где Коляда уже лично следит за тем, как загружают в фуру декорации московских гастролей.

    Без гастролей "Коляда-театра" уже нельзя себе представить московскую январскую афишу. Что важного и радостного произошло в жизни театра за минувший год?

    Николай Коляда: Появились новые спектакли и сразу стали пользоваться успехом. "Детство" Горького - очень пронзительная вещь получилась. В августе была премьера, и уже через несколько дней директор Нижегородского театра Борис Крайнов позвал нас на фестиваль, посвященный творчеству Горького, и наша актриса Татьяна Бунькова там получила приз за лучшую женскую роль. Потрясающий фестиваль, и публика замечательная. Вышла премьера "Калигулы" - и снова публики битком, можно хоть десять раз подряд играть - всегда будет полный зал. То ли название работает, то ли актеры так хорошо играют, то ли пьеса у меня получилась. Все помнят фильм с Малкольмом Макдауэллом и ждут похотливого развратника, а наш спектакль совсем о другом. Не про Калигулу, а про меня - о том, что с человеком делает власть. Я ведь тоже при власти в государстве под названием "Коляда-театр". Даже, пожалуй, империи, в которую входят еще и уральская школа драматургии, и фестивали, и конкурсы… Мне говорят, что этот спектакль даже пугает своей открытостью, искренностью. Исполнителю главной роли Мураду Халимбекову приходится туго: там требуется такая самоотдача, что он после спектакля чуть ли не на грани нервного срыва, даже не выходит на поклоны.

    Наш артист и режиссер Александр Вахов поставил еще один спектакль "Дурак и дурнушка" - две одноактных пьесы, бенефис Олега Ягодина и Ирины Плесняевой. А только что, в декабре, мы выпустили драму "Тихий свет" по пьесе моего ученика Романа Козырчикова, победившей у нас на конкурсе "Евразия" - спектакль получился замечательный, но, увы, даже не успел попасть в нашу гастрольную афишу.

    Труппа снова пополнилась новичками?

    Николай Коляда: Взял в театр пять очень хороших молодых актеров - выпускников Екатеринбургского театрального института, курса Андрея Неустроева. Но есть и потери: из театра ушел, например, очень одаренный Илья Белов - у него родился ребенок, и он предпочел сменить образ жизни.

    Судя по ажиотажу, Москва вас очень ждет. Чего от Москвы ждете вы?

    Николай Коляда: Чего ждем? Билеты расходятся хорошо, но понятно, что по деньгам даже в лучшем случае все будет "по нулям". Жаль, что хуже продаются билеты в Боярские палаты, хотя там идут очень сильные спектакли: "Раскольников", "Детство"… Возможно, мы ошиблись, назначив там спектакли на десять вечера - думали, кто-то захочет пойти туда после спектакля в большом зале на Страстном… Чего еще ждем? Ждем ласковых слов. Чтоб похвалили, поддержали. Ведь Москва на так называемую провинцию вечно смотрит свысока: если вы не в столице - значит, совсем лохи. И, мол, не может за МКАДом быть никакого искусства! Спрашиваю: почему не снимаете Олега Ягодина в кино? Да потому, отвечают, что он не в Москве живет. А если не переехал в Москву - лох. И когда Москва признает "провинциалов" за людей - неведомо.

    Вы только что закончили сниматься в новом фильме Кирилла Серебренникова. Можете рассказать подробнее?

    Николай Коляда: Не могу: поставлено такое условие: до поры никаких интервью. Могу только сказать, что это будет картина по роману Алексея Сальникова "Петровы в гриппе и вокруг него". Это для меня был такой грандиозный опыт! Кирилл действительно большой художник. Влюбленный в дело, искренний, совсем не высокомерный, только глаза грустные. Видно, что эта история с бесконечными судами его задавила. Безумно жалко, что он вынужден тратить на них свою энергию, время, здоровье. Он работяга! Прихожу на съемочную площадку, он показывает смонтированный материал. "Ты когда монтировал, ночью?" - "Ночью". - "Да ведь у тебя по 12, по 14 часов идет смена - а ты потом еще и монтируешь?!" - "А мне нравится!" - отвечает. Это же так здорово! Знаете, сколько я вижу режиссеров с потухшими глазами? А если глаза всегда горят, и человеку в любом возрасте по-прежнему вот так нравится его дело - это же просто замечательно! Я люблю таких людей.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться