13.01.2020 22:40
    Поделиться

    Ректор МФТИ: На эффективность ученого влияет его гуманитарное развитие

    Ректор МФТИ Николай Кудрявцев: Чем больше студент развит гуманитарно, тем он эффективнее как ученый
    Как сегодня готовят физиков и инженеров будущего, за которыми уже со второго курса выстраивается очередь из работодателей? Почему по ночам один из сильнейших технических вузов России - Физтех превращается в филиал консерватории? И кто в МФТИ не учит физику? На вопросы "РГ" отвечает ректор Физтеха профессор Николай Кудрявцев.
    Сергей Куксин

    Николай Николаевич, только что одна из лабораторий Физтеха выиграла мегагрант от Минобрнауки на 79 миллионов рублей - на исследования в области дискретной математики и искусственного интеллекта. Это то, на что делает ставку наша наука?

    Николай Кудрявцев: Искусственный интеллект, без сомнения, тренд. Есть науки, в которых случается взлет, потом ровное развитие, а иногда - и спад актуальности. Так я когда-то думал и про IT-технологии. Но побывал в Силиконовой долине. Поговорил с роботом, посмотрел, как искусственный интеллект используют в нефтедобыче, энергетике. Понял: мы в самом начале пути.

    Что вообще такое искусственный интеллект? Алгоритм, который оперирует с большими объемами данных. Когда все на 99,9 процента происходит по этому заложенному алгоритму и лишь на сотую долю процента - с человеческим участием. Управление самолетом, кораблем, машиной, домом - все это уже возможно с помощью искусственного интеллекта. И в ближайшее время произойдет колоссальный рывок. У IT-технологий есть замечательное свойство - они всех начинают "подтягивать" к самому высокому стандарту.

    Ваши ученые получают не только гранты, но и множество заказов от бизнеса. Как удается "дружить" с предпринимателями?

    Николай Кудрявцев: У МФТИ прививка теснейшей связи с бизнес-сообществом идет с советских времен. Принцип "труд ученого для решения конкретных задач" был заложен еще при создании университета. Сразу после войны. Задачей было не просто выпустить высокообразованного человека, но и довести его до конкретного места работы. Уже тогда восемьдесят процентов наших ребят проводили половину времени на базовых кафедрах, которые создавали под "бизнес-партнеров". Тогда это были Академия наук, оборонно-промышленный комплекс и технологические министерства. И практически все студенты оставались там работать.

    Но мы постоянно слышим от компаний: университеты не тому учат.

    Николай Кудрявцев: А университетская профессура зачастую отказывается слушать бизнес. Это бесконечный спор. Единственный способ его прекратить - соединить бизнес и образование. И у нас есть не один пример, как это можно и нужно делать. Например, в IT-сфере. Все ведущие технологические компании имеют на Физтехе свои "вотчины". Компании видят потенциал наших "физтехов". И чтобы выпускники не переучивались по ночам из физиков в программистов, предложили на старших курсах делать программы "под себя". А потом и на младших курсах стали чуть менять программы. В частности, уменьшили физику.

    Как это? На Физтехе сократили физику?

    Николай Кудрявцев: Да, это были для нас революционные шаги. Бытовало мнение, что меньше шести семестров физики быть не может. Но в годы моего студенчества было пять. И ничего. Сегодня на большинстве IT-направлений мы уменьшили физику до трех семестров. Чтобы подготовить классного IT-специалиста, нужно много разных дисциплин. Физика здесь второстепенна.

    Если видим, что абитуриент нестандартно мыслящий, интересный человек, берем и с 85 баллами. И я не знаю ни одного "прокола"

    Меньше физики нужно только айтишникам?

    Николай Кудрявцев: Та же проблема, например, у радиотехников. Там первый семестр - механика, второй - молекулярная физика и только на третьем семестре включается электричество. А им бы нужно включить его в самом начале. Нужно правильно расставлять приоритеты. Когда мы говорим о сокращении физики, мы исходим из того, что курсы становятся более концентрированными, а студенты могут найти дополнительную информацию в сети.

    Много новых кафедр и центров появилось за последнее время?

    Николай Кудрявцев: Десять лет назад в институте было двенадцать лабораторий. Сейчас 88. Совершенно новый Физтех. Раньше на Физтехе практически не было науки, а сейчас это мощный генератор научных знаний.

    МФТИ начинает готовить студентов по индивидуальным образовательным траекториям. За рубежом это в порядке вещей: студент сам выбирает себе набор курсов, лекций, а в конце учебы сдает работу. Как будет у вас?

    Николай Кудрявцев: Вы удивитесь, но подобный эксперимент проводился в Физтехе еще в советское время. И я, например, его "продукт". У меня был научный руководитель, который отправлял меня в МГУ на "перекрестные лекции". Ездил и в вычислительный центр Академии наук. Тогда везде приходилось присутствовать лично, а сегодня вполне можно слушать онлайн-курсы разных вузов. Подобрать их поможет наставник из наших преподавателей.

    Недавний опрос ВЦИОМ показал: более половины россиян считают наших программистов лучшими в мире. Каждый пятый в этом видит заслугу высшей школы. На ваш взгляд, в чем фишка наших учебных программ по прикладным айти-специальностям?

    Николай Кудрявцев: Я бы не стал так громко заявлять о превосходстве. Но то, что мы в группе лидеров по подготовке программистов, - несомненно. С чем мы на Физтехе активно боремся? Это так называемое "кодерство" - самый первый и элементарный этап подготовки программиста. Многие на этом останавливаются. Этим можно зарабатывать - да. Но потенциал Физтеха гораздо больше. По моему опыту, наши программисты очень плохо себя чувствуют, если оказываются в условиях "дня сурка", когда нет развития. Им нужен рост.

    Нынешним летом в московском Манеже пройдет финал Международного студенческого чемпионата по программированию ICPC. Россияне несколько лет подряд становятся его победителями. В чем секрет успеха?

    Николай Кудрявцев: Тут и тренировки, и глубокие знания, и скорость. Еще важный момент: особое внимание чемпионату уделяет руководство страны. Это престиж, мотивация и для ректоров, и для студентов.

    МФТИ - организатор финала. Как все пройдет?

    Николай Кудрявцев: Сама олимпиада - по привычной схеме. Команды из трех человек будут соревноваться на время в решении программных "кейсов". За каждую выполненную задачу ребята получают цветной воздушный шар. Так что в финале Манеж по-настоящему празднично украсится. Вообще, самое значимое здесь даже не сам финал, а подготовка к нему. Сборы, в том числе и международные, проходят на базе нашего вуза. Такая "интеллектуальная тусовка", когда ребята вместе тренируются. А приятным сюрпризом станут мастер-классы участников команд со всего мира для московских школьников.

    Ваш университет часто сравнивают с Массачусетским технологическим институтом. Но тот входит в топ-10 мировых рейтингов, а нам до "десятки" пока далеко. Почему?

    Николай Кудрявцев: На самом деле, рейтингование, так же как и ЕГЭ, не дает абсолютно полной картины. Однако позволяет посмотреть на себя со стороны. Мы, объективно, быстро движемся вперед. У нас 45-е место в мире в предметном рейтинге по физике. И мы, совершенно точно, на своем месте.

    Есть стратегия, которую подсказал наш международный совет: войти в сотню, а лучше в 50 по профильным предметам. Поэтому мы сейчас в сотне лучших по компьютерным наукам и близки к сотне еще в трех предметных рейтингах. Думаю, что к 2024 году точно войдем в топ-25, а то и в топ-20 по физике и в топ-100 в общем вузовском рейтинге.

    С работой у выпускников проблем нет. Но какой-то процент наверняка уезжает работать за рубеж?

    Николай Кудрявцев: Мы провели профессиональное анкетирование выпуска 2018 года: 80 процентов студентов остались работать в базовых организациях.

    Кроме того, многие ученые возвращаются. Так, в только что открывшийся у нас Центр двумерных материалов вернулся Валентин Волков, ученый преднобелевского уровня, который работал в ведущем научном центре Дании. И это лишь один пример.

    Три четверти ваших абитуриентов - не из Москвы. Как отбираете таланты?

    Николай Кудрявцев: В МФТИ очень сильное кружковое движение. В тридцати регионах России. Задача - популяризация науки, чтобы дети понимали: физика - это классно, современно. Одновременно "подтягиваем" и преподавателей. У наших нынешних первокурсников средний балл ЕГЭ - 97. Единый экзамен позволяет хорошо фиксировать алгоритмическое мышление. Но это лишь часть того, что необходимо в Физтехе. Поэтому у нас всегда было и есть собеседование.

    Наверное, не все знают: до введения ЕГЭ в нашем вузе вообще не было никаких проходных баллов. После экзаменов - сразу собеседование. В комиссию входят руководители базовых организаций и кафедр, профессора. Высокий балл? Пара вопросов, и свободен. В других случаях начинается разговор. Если видим, что абитуриент - нестандартно мыслящий, интересный человек, берем и с 85 баллами. Правда, требуется написать страничку обоснования. И я не знаю ни одного "прокола".

    Но вряд ли есть возможность принять с невысокими баллами на бюджет?

    Николай Кудрявцев: Берем, но на платное отделение. Если нет возможности оплатить, помогают выпускники Физтеха. Есть у нас такая система поддержки талантливых абитуриентов. И по статистике, эти ребята учатся даже лучше тех, кто поступил с более высокими результатами. Мотивация выше. Кроме того, часто те, кто прошел по конкурсу с высокими баллами, на первом курсе теряют бдительность, расслабляются. А программы у нас сложные, объемы большие.

    Отчислений много?

    Николай Кудрявцев: Процентов десять, если брать весь период учебы. В советское время было около 30. Самый большой отсев - на втором курсе. Но я вижу - ребята стали учиться.

    Вопрос ребром

    В Физтехе учились актер Александр Филиппенко, писатель Татьяна Устинова... Противостояние физиков и лириков уже не актуально?

    Николай Кудрявцев: На Физтехе небольшой гуманитарный цикл. И мы стремимся, чтобы это была даже не учеба, а некая релаксация для наших студентов. Переключение. И на этом этапе выясняется, что среди наших студентов очень много художников, фотографов. Очень многие хорошо знают историю.

    Удивительно, но немало наших студентов - с музыкальным образованием. Пройдитесь по коридорам главного корпуса часиков в восемь-девять вечера: это просто филиал консерватории. В свободных аудиториях репетируют трио, квинтеты, хор. Считаю, что чем больше физик развит гуманитарно, тем он эффективнее как ученый.

    Между нами, физтехами, говоря...

    Среди основателей и выпускников Московского физико-технического института - десять нобелевских лауреатов. Какие имена! Лев Ландау, Петр Капица, Виталий Гинзбург, Алексей Абрикосов, Константин Новоселов, Андрей Гейм...

    Физтех изначально был физико-техническим факультетом МГУ и только в 1951-м стал отдельным самостоятельным вузом. Сегодня он прочно "прописался" в топ-50 лучших вузов мира по физике. МФТИ обладатель статуса НИУ - научно-исследовательский университет, хотя, по сути, всегда был таким.

    А еще выпускники Физтеха узнают друг друга с первых слов: особый сленг и свой, физтеховский, юмор. У МФТИ даже есть "паблик" в сети, который так и называется - "Физтехи шутят":

    - Чисто арифметически, город Баден-Баден равен нулю.

    - Ученые доказали: вы поверите во все, что угодно, что доказали ученые.

    - Да пребудет с вами масса, умноженная на ускорение (сила. - Прим. ред.).

    - Не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.

    Поделиться