Один из авторов законопроекта замглавы комитета депутат Госдумы Александр Хинштейн пояснил, что "вводится обязанность для действующих военнослужащих, сотрудников, гражданских служащих, а также для кандидатов, поступающих на службу проходить проверку с использованием полиграфа, а также предоставлять информацию, необходимую для обеспечения собственной безопасности".
Порядок проверок с использованием полиграфа определит руководство Росгвардии в отдельных приказах или регламентах, которые будут изданы после принятия закона. Руководитель договорно-правового департамента Росгвардии Александр Школьников считает, что принятие такого закона благоприятно скажется на качестве личного состава.
Начальник отдела главного управления собственной безопасности Росгвардии Игорь Соломин уточнил, что проводить такие проверки будут ведомственные эксперты и специалисты. Причем мнение специалиста является рекомендательным. Сотрудник, работник, военнослужащий или кандидат на какую-либо должность в Росгвардии может получить отказ или быть уволен, если откажется от проверки на полиграфе. Но такое решение должно принять начальство.
Такие проверки уже давно стали привычной практикой во всех спецслужбах, правоохранительных органах и силовых структурах. Проверяют своих работников в некоторых министерствах, в службах безопасности банков и крупных компаний.
Алгоритмы таких проверок разные, многие структуры заказывают у полиграфологов схемы опросов, наиболее отвечающих специфике именно конкретной организации. Скажем, что подходит для ФСБ, может не соответствовать требованиям к сотрудникам нефтяной компании.
Но есть и общие принципы применения полиграфа. Человек должен добровольно пройти проверку. Он должен быть психически здоров, трезв, не находиться под воздействием наркотических или психотропных средств. Его должны заранее ознакомить с вопросами, которые ему задаст полиграфолог.
А сам процесс проверки должен записываться видеокамерой, причем с нескольких ракурсов. Должен быть виден экран монитора с результатами ответов, полиграфолог и опрашиваемый. Никто не должен вмешиваться в диалог, что-то подсказывать полиграфологу или опрашиваемому, тем более - влиять на ход разговора, "давить" на собеседников. Более того, опрашиваемый в любой момент может прекратить проверку, встать и уйти.
И это не просто формальность, а реальная возможность защититься человеку от ошибки или предвзятости полиграфолога. Всегда можно потребовать независимой экспертизы на основании в том числе и видеозаписи.
Ведь на самом деле полиграф не определяет с абсолютной достоверностью, правду говорит человек или врет. Он всего лишь фиксирует эмоциональную реакцию на вопрос. Единственное, что он может точно установить, это знает ли человек о событии, о котором его спрашивают.
А вот что конкретно знает и готов ли быть до конца откровенным, понятно далеко не всегда. Поэтому очень многое зависит от профессионализма полиграфолога, который должен правильно истолковать реакцию организма опрашиваемого на вопрос. А до этого - грамотно составить вопросы.
Разработчики законопроекта не случайно подчеркнули, что мнение, резолюция эксперта - не истина в последней инстанции. Это всего лишь мнение, которое может быть учтено. Решение о судьбе человека принимает его начальник.