О строительстве ТЭЦ-2 в кабинете министров заговорили в преддверии отопительного сезона с легкой руки премьера Мухаммедкалыя Абылгазиева. Он решил посвятить этому вопросу отдельное совещание. Местом его проведения стал западный пригород Бишкека. Здесь еще в советское время и планировалось построить вторую теплоэлектроцентраль.
- В 1986 году тут начали возводить пиковую котельную нового источника централизованного теплоснабжения столицы - ТЭЦ-2, - напомнил он энергетикам. - Проект не был завершен, а часть оборудования и трубопроводы частично демонтированы для нужд основной теплоэлектроцентрали.
Возведение ТЭЦ-2 остановилось практически сразу после распада СССР. Как утверждают старожилы, в начале 1990-х объект запускали в тестовом режиме, однако на полную мощность он так и не заработал. Энергетики, в свою очередь, уточняют: теплоцентраль проработала три месяца, а затем ее остановили. Связано это было не только с отсутствием финансирования на завершение строительных работ, но и с типичной для молодых постсоветских стран проблемой - разрывом связей между ними и резким взлетом цен на энергоносители. ТЭЦ-2 проектировалась под газ и мазут. Собственных источников того и другого у Киргизии не было.
В начале 2000-х власти рассматривали в качестве альтернативного топлива твердые бытовые отходы. На базе ТЭЦ-2 предполагалось построить мусоросжигательный завод, который также обеспечивал бы столицу энергией и теплом. Реализовать проект местные власти готовились с помощью иностранных инвесторов. Однако после "мартовской революции" 2005 года объект потерял привлекательность для частных компаний. Причинами стали политическая нестабильность, отсутствие гарантий сохранности имущества инвесторов и волна самозахватов.
На значительной части территории, на которой располагался долгострой, обосновались внутренние мигранты, переселяющиеся в столицу. На занятых участках они возвели свыше тысячи частных домов. На сегодня, по оценкам правительства, индивидуальное жилье и подворья занимают больше половины территории, некогда выделенной для ТЭЦ-2.
- Конечно, это вина прежних властей, позволивших захватить земли вокруг стратегического объекта, - признает глава правительства. - Поэтому необходимо определить, как и что из построенного можно, а что нельзя узаконить. При этом важно максимально безболезненно решить вопрос. И такие решения должны приниматься повсеместно, где объекты промышленности теряли свои земли в результате самовольного захвата земель и халатного отношения ответственных государственных органов.
Энергетики решили рассмотреть несколько вариантов восстановления ТЭЦ-2. Большая часть их предполагала продолжение работы по старому проекту. Однако в конечном итоге от этой идеи отказались из-за дороговизны. Как заявил глава Нацэнергохолдинга Айтмамат Назаров, такой проект потребовал бы изыскать до 1,7 миллиарда долларов. Но ни собственных средств в таком объеме, ни инвесторов, способных выделить подобную сумму, у Киргизии нет.
Буквально несколько недель назад энергетики отчитались: реализовать проект все же вполне реально. Способ достроить ТЭЦ-2, причем не отселяя людей, построивших дома на ее территории, найден. По словам Айтмамата Назарова, сделать это можно, если теплоцентраль будет работать на газе и использовать современные технологии. Примерная стоимость объекта в таком случае составит 150-200 миллионов долларов, а расчетная мощность новой ТЭЦ достигнет 300 мегаватт. Это позволит обеспечить теплом и энергией пять микрорайонов Бишкека или 20 тысяч квартир.
- Теплоэлектроцентраль будет работать на газе, - заверил глава Нацэнергохолдинга, добавив, что этот вид топлива экологически чище, а кроме того, позволит построить энергообъект на территории, которую удалось за ним сохранить.
В Нацэнергохолдинге утверждают, что при благоприятных условиях ТЭЦ-2 реально построить и запустить в течение ближайших двух лет. Голубое топливо на энергообъект может поставлять "Газпром", который выкупил местную газотранспортную систему и на данный момент вкладывает значительные средства в ее развитие. Вот только неясно, сможет ли Киргизия найти инвестора на фоне скандалов вокруг строительства или модернизации других энергообъектов, в которые оказались вовлечены крупные компании из дружественных стран.
С российской стороной, к примеру, до сих пор не урегулирован вопрос о Верхне-Нарынском каскаде ГЭС. Его готовилась строить ПАО "РусГидро", но из-за различных причин - нехватки средств, споров в киргизском парламенте о долях, затянувшейся передачи земель под объекты - работа над проектом замедлилась. Закончилось все тем, что официальный Бишкек в одностороннем порядке разорвал соглашения с российской компанией, заявив, что привлечет нового инвестора. Однако замену российской компании найти не удалось, а средства, затраченные ею на подготовку проекта, киргизская сторона до сих пор не компенсировала.
Китайская компания ТВЕА, в свою очередь, оказалась в центре коррупционного скандала вокруг модернизации действующей бишкекской ТЭЦ, фигурантами которого стали два бывших премьера. Их обвинили в коррупции и злоупотреблении служебным положением при заключении контракта на проведение работ, и райсуд приговорил экс-чиновников к различным срокам заключения. Модернизация ТЭЦ обошлась Киргизии в фантастическую для нее сумму - около 18 миллиардов сомов. При этом буквально через несколько недель после сдачи объекта в эксплуатацию на нем произошла авария.