- Уже пару лет назад я, выступая в нашем парламенте, сказал о том, что необходимо принять закон о многодетных семьях... [В нем] должен быть прописан статус многодетных семей. Должны быть обозначены параметры поддержки многодетных семей, определенные льготы. Все знают хорошо, что мы категорически нуждаемся в увеличении количества нашего народа, в том, чтобы население выросло. Но не растет население, если в семье один ребенок; даже два ребенка в семье выводят лишь на нулевую отметку. Значит, как минимум три ребенка. А для того чтобы подтолкнуть родителей к многочадству, нужно в первую очередь сделать шаги со стороны государства. Нужно принять законы, которые бы поддерживали такие семьи. Нужны непременно льготы, нужно подумать, чем должна заниматься женщина, у которой много детей: должна ли она продолжать работать или ей можно как-то доплачивать за то, что она перестает сама зарабатывать деньги, отдавая здоровье и время своему ребенку, а значит, совершая очень важное дело с точки зрения государственной пользы. Вот если бы нам удалось сдвинуть с места закон о многодетных семьях, то, думаю, в какой-то степени это подвигло бы наших людей к тому, чтобы заводить не только одного, двух, трех, но и больше детей.
- Само понятие "семейно-бытовое насилие" - это нечто заимствованное со стороны, из-за рубежа. Принятие соответствующих законов в зарубежных странах, видимо, создает в сознании наших законодателей некую зависимость от этих иностранных новаций, желание привести российские законы в соответствие с тем, что существует в других странах. Моя точка зрения такова: в первую очередь мы должны защищать семью. Всякое вторжение извне в семейные отношения несет в себе большие негативные последствия. Ведь и в советское время мы проходили через нечто подобное: были различные домовые комитеты, партийные организации, активное участие участковых. Но разве все эти хорошо организованные инициативы помогали восстановить любовь в семье? Помогали снимать открытые конфликты, которые чаще всего заканчивались разводами и несчастьем? При помощи милиционера, при помощи общественных активистов невозможно восстановить любовь между супругами. Поэтому корень проблемы лежит не вовне, а внутри, в той самой сфере, которой занимается Церковь. Одна из задач Церкви и заключается в том, чтобы укрепить в сердце человека любовь, будь он женатый или неженатый. Особенно важно, конечно, укрепить любовь в сердцах супругов. И ведь мы обращаемся с очень простым посланием: для того чтобы любить другого, нужно другому что-то отдавать от себя. Нет любви без жертвы… Может ли в семье, где люди привыкли отдавать себя друг другу, жить интересами друг друга, произойти физическое насилие? Абсолютно невозможно!
"Семья - это школа благочестия, школа мудрости, школа жизни. Общаться с людьми, даже с близкими по плоти, постоянно, нередко в достаточно ограниченном пространстве современных квартир, - это дело очень непростое. В семье оттачиваются все наши добродетели и одновременно обнажаются все наши слабости, если мы удерживаемся от гнева, от осуждения в публичном пространстве, опасаясь навлечь на себя гнев людей, незнакомых или малознакомых, то в общении с близкими мы себя почти что не сдерживаем, мы такие, какие мы есть. И поэтому нередко семейная жизнь омрачается скорбями, и гневом, и не воздержанностью, и многими другими проявлениями нашей слабой человеческой природы, - сказал Патриарх Кирилл на одной из литургий. - Если человек научил себя общению с ближними, то это означает, что он очень многое в себе самом преодолел: эгоизм и склонность игнорировать интересы и желания других людей, и многое другое, что разрушает человеческие отношения".