Новости

22.01.2020 16:35
Рубрика: В мире

ОСАГО. Третий сезон

Процесс внедрения в стране автострахования превращается в мыльную оперу
 Внедрение обязательного автострахования зачастую поддерживают именно те, кто не по своей вине стал участником ДТП. Фото: sputnik.kg  Внедрение обязательного автострахования зачастую поддерживают именно те, кто не по своей вине стал участником ДТП. Фото: sputnik.kg
Внедрение обязательного автострахования зачастую поддерживают именно те, кто не по своей вине стал участником ДТП. Фото: sputnik.kg
Депутаты парламента (Жогорку Кенеша) Киргизии снова отсрочили вступление в силу закона об обязательном страховании и гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Теперь это должно произойти в феврале 2021 года. Но не факт, что к тому времени не найдутся причины для очередного, третьего по счету переноса.

Вмешалась политика

Закон об ОСАГО в Киргизии приняли еще летом 2015 года. С тех пор он, образно говоря, висит в воздухе. Вступить в силу нормативно-правовой акт должен был в 2016-м, однако срок перенесли на начало 2019-го, а теперь передвинули до февраля 2021-го.

Основные причины, по которым это сделали депутаты парламента, за прошедшие три года не изменились: плохая экономическая ситуация в стране, слишком дорогая для большей части населения страховка, непрозрачность системы возмещения убытков. По крайней мере, такие доводы привели народные избранники.

Однако в экспертном сообществе уверены, что главную роль сыграли все-таки не перечисленные факторы, а то, что в 2020-м в республике состоятся парламентские выборы. Проголосовав за отсрочку, депутаты хоть и на время, но сняли с повестки дня бурно обсуждаемый в обществе вопрос, заработав таким образом политические очки в преддверии важного события.

По словам политолога Азамата Акенеева, то же самое можно сказать и о принятии парламентариями в конце 2019-го законопроекта о снижении сумм штрафов за нарушение правил дорожного движения в КР. И, как полагают эксперты, до того момента, как нынешний состав Жогорку Кенеша сложит свои полномочия, киргизстанцы еще не раз станут свидетелями других подобных инициатив.

Вот доказательство этого утверждения: пока готовилась публикация, стало известно о предложении парламентариев отсрочить до 2025 года вступление в силу запрета на использование праворульных машин в Киргизии в коммерческих целях. Инициаторы утверждают, что хотели бы "не нагнетать социальную напряженность среди населения". Правительство, кстати, с депутатами согласилось и приняло решение не штрафовать данную категорию автовладельцев с первого января 2020 года, как планировалось ранее.

Стаж, карта, двигатель

Между тем к вступлению в силу закона об ОСАГО в Киргизии все уже готово. Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком Киргизии (Госфиннадзор) даже успела разработать тарифы на обязательное страхование автотранспорта.

Предлагаемая базовая стоимость полиса, напомним, составляет 1680 сомов. Она увеличивается или уменьшается в зависимости от пяти коэффициентов, применение которых зависит от вида автотранспортного средства, его максимальной массы и объема двигателя, возраста и стажа водителя, срока страхования, наличия диагностической карты.

По грубым подсчетам, если вы старше 25 лет, стаж вождения превышает три года, есть диагностическая карта, в страховые ситуации раньше не попадали, управляете "легковушкой" с объемом двигателя менее 2000 кубических сантиметров или электромобилем с мощностью движка до 50 киловатт-часов, то цена полиса будет ниже базовой стоимости. Впрочем, большинству автовладельцев все же придется выложить за страховку в два-три раза больше.

Что касается выплат по страховым случаям, то в Госфиннадзоре предложили установить следующие лимиты: за причинение вреда, повлекшего смерть потерпевшего, - 300 тысяч сомов; инвалидность - 200 тысяч сомов (первая группа), 150 тысяч (вторая), 100 тысяч (третья); увечье, травму без установления инвалидности - в размере фактических расходов на лечение, но не более 100 тысяч сомов. За причинение вреда имуществу - по 150 тысяч каждому и не более 450 всем потерпевшим.

Что дальше?

Несмотря на то что многие киргизстанцы относятся к ОСАГО негативно, в стране немало тех, кто поддерживает внедрение обязательного автострахования. Большинство последних не понаслышке знает, насколько тяжело получить компенсацию с виновника дорожно-транспортного происшествия. Причем это касается как официального способа, так и варианта без привлечения инспекторов и обращения в суд. ОСАГО, как они полагают, может изменить ситуацию.

Но, похоже, процесс внедрения обязательного автострахования превращают в мыльную оперу. К 2021-му все те причины, на которые ссылаются политики, продлевая срок вступления в силу закона, - нестабильная экономическая ситуация в КР, не устраивающая автовладельцев стоимость полиса и так далее, - вряд ли исчезнут. А потому шансы на то, что ОСАГО будет принят в республике в следующем году, под вопросом.

Справка "РГ"

В конце 2019 года депутаты парламента КР приняли законопроект о снижении штрафов за некоторые нарушения правил дорожного движения. Если президент подпишет нормативно-правовой акт, то киргизстанцы будут платить тысячу сомов за невыполнение требований дорожных знаков либо разметки проезжей части дороги; нарушение правил остановки или стоянки, несоблюдение безопасной дистанции, интервала либо нарушение расположения транспортных средств на дороге или нарушение правил движения по автомагистралям; невыполнение требований Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика; нарушение правил обгона или маневрирования без выезда на полосу встречного движения.

Три тысячи сомов за нарушение требований по перевозке детей, установленных ПДД; нарушение водителем правил проезда перекрестков или проезд на запрещающий сигнал светофора либо запрещающий жест регулировщика; нарушение правил остановки или стоянки на полосе для маршрутных средств; нарушение правил учебной езды; нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на пешеходных переходах, движение по тротуарам либо пешеходным или велосипедным дорожкам; нарушение правил перевозки грузов либо буксирования транспортных средств; нарушение правил пользования средствами связи водителем во время движения авто, необорудованными техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без помощи рук (за исключением водителей специальных транспортных средств во время выполнения ими неотложных служебных задач); выброс (оставление, складирование, сжигание) мусора и иных предметов на дорогах водителями, пассажирами или иными участниками дорожного движения.

Пять тысяч - за нарушение правил обгона или маневрирования с выездом на полосу встречного движения; непредоставление преимущества транспорту общего пользования, в том числе нарушение правил проезда остановок транспортных средств общего пользования; переоборудование, а равно установка оборудования для усиления уровня звука (шума) системы выпуска отработавших газов от двигателя.

Десять тысяч - за непредоставление преимущества в движении транспортным средствам с включенными специальными световыми и звуковыми сигнальными устройствами; управление транспортом с отсутствующими госномерами, с применением устройств, препятствующих идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

В мире экс-СССР Киргизия