28.01.2020 15:16
    Поделиться

    Эксперт: Рост популярности российского кино - уже не миф

    Внимание наших зрителей к так называемому российскому "артхаусу" за последние три года заметно выросло.
    "WdssPr"

    Начну с того, что на вопрос: "Почему у нас зрители не смотрят отечественное авторское (артхаусное) кино?", отвечаю: "Если они не смотрят коммерческое российское кино, доля которого упала в 2019 году до 22%, то с какого бодуна они должны отдавать предпочтение нашему фестивальному артхаусу?"

    Несмотря на бодрые рапорты Министерства культуры, которое в основном финансирует российские авторские проекты, наши зрители не очень-то спешат нести свои кровные деньги в кинотеатры, которые часто рискуют тем, что вообще ставят в свой репертуар победителей и призеров отечественных и международных кинофестивалей. В сознании нашей публики артхаус ассоциируется со скучным и занудным кино, на которое она, как правило, случайно "забредает" в кинозал.

    Творцы такого кино обычно надеются поездить с ним по зарубежным фестивалям, а про зрителя они практически не думают. И многочисленные провалы в прокате своих опусов объясняют тем, что "массовая публика - дура и не доросла до моего шедевра, который ВЕСЬ МИР принял "на ура!". Казалось бы, творцы нашего артхауса потеряли связь со своим зрителем и не понимают, для кого они снимают. Но статистика за последние три года говорит об обратном, хотя сам термин "авторское кино" многие понимают по-разному и по-своему.

    В 2017 году только четыре авторских фильма собрали более 10 миллионов рублей каждый, но зато как они "прогремели" в наших кинотеатрах! Лидером того года среди отечественного артхауса стала драма Андрея Звягинцева "Нелюбовь" - 97.7 миллиона рублей. Огромную кассу она заработала и за рубежом благодаря многочисленным наградам наших и иностранных кинофестивалей. Мелодрама Бориса Хлебникова "Аритмия" принесла "маленькому" прокатчику огромные 88.8 миллиона рублей всего лишь в 356 кинозалах. И две другие авторские картины - биографический триллер "Заложники" и криминально-музыкальная драма "Жги!" - собрали на двоих приличные для такого рода кино 38 миллионов рублей.

    В 2018 году уже пять представителей артхауса добились зрительского внимания. А показ ретродрамы "Довлатов" был даже продлен по их просьбам в наших кинотеатрах, что позволило фильму Алексея Германа-младшего собрать впечатляющие 122.9 миллиона рублей. Музыкальная черно-белая (!) мелодрама "Лето" о Викторе Цое и Майке Науменко после успеха в Каннах триумфально вышла и в России - 94 миллиона рублей, что позволило ей стать самым кассовым релизом режиссера "не для всех" Кирилла Серебренникова. Среди других заметных работ авторского кино того года могу отметить такие фильмы, как костюмно-историческая драма "История одного назначения" (42.4 миллиона рублей), музыкальная мелодрама "Кислота" (21.9 миллиона рублей) и комедия для взрослой аудитории "Карп отмороженный" (11.7 миллиона рублей).

    И, наконец, в прошлом году авторское кино было уже более заметно и "кассово", чем в 2017 и в 2018 годах. Наш зритель обратил внимание уже на семь артхаусных картин, каждая из которых принесла прокатчикам более 10 миллионов рублей. Блокбастер Андрея Кончаловского "Грех" привлек взрослого и подготовленного зрителя (53.5 миллиона рублей), тогда как драматический триллер Юрия Быкова "Завод" смотрели только его поклонники (37.6 миллиона рублей), но это позволило его работе стать самой кассовой в нашем прокате. Пользовались зрительским успехом и три авторские ленты на тему Великой Отечественной войны: это "Сестренка" (27.6 миллиона рублей), "Дылда" (27.4 миллиона рублей) и "Война Анны" (14.9 миллиона рублей). Европейская копродукция, биографическая драма "Юморист" сумела "вытащить из карманов наших зрителей" 21.7 миллиона рублей. Благодаря инвестициям со стороны Романа Абрамовича состоялась и премьера исторической драмы Андрея Смирнова "Француз" (12.7 миллиона рублей).

    Говорить о прибыльности и окупаемости нашего артхауса просто не приходится - это прерогатива коммерческого кино. Хорошо, что благодаря Министерству культуры, олигархам и зарубежным инвесторам оно вообще у нас снимается. Все-таки Россия должна быть представлена на крупнейших мировых кинофестивалях, куда попасть представителям нашей страны с каждым годом становится всё труднее и труднее.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться