Прикосновение к традициям эвенков, ненцев, долган. Таежная уха из собственноручно пойманных сига, чира, муксуна, нельмы. Эксклюзивный вертолетный бросок на недоступное гостям-одиночкам, занесенное в список природного наследия ЮНЕСКО плато Путорана.
Никогда раньше столь заманчивого пакета услуг великая сибирская река не предлагала.
"В советские годы деньги на содержание флота никто всерьез не считал, - вспоминает гендиректор "Пассажирречтранса" Иван Шевченко. - Отпускников со всего Союза снабжали госдотациями. Без сервисных изысков, зато за символическую плату заполненные под завязку теплоходы до октября катали их на севера. Особые условия состоятельным, в том числе иностранным отдыхающим мог предоставить только четырехпалубный красавец "Антон Чехов". Но осадка у него - 2,8 метра, а енисейский фарватер в порожистых местах допускает не более 2,4. Договаривались с Красноярской ГЭС, чтобы воды подбросила. Пришлось с флагманом расстаться. Сменив на заре тысячелетия прописку, курсирует на линии Санкт-Петербург - Кижи - Углич - Москва. А на Енисее до недавнего времени оставались лишь два близнеца - "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов", за кормой у которых без малого 70 навигаций.
Для массового туризма пары трудяг-ветеранов было, конечно, недостаточно. Однако давайте не забывать о социальной специфике главной водной артерии края: для десятков сотен жителей прибрежных селений это - единственная дорога. К паспортному столу, ЦРБ, ЗАГСу, большой земле. Под пассажирские перевозки "заточены" и рожденные в Зеленодольске быстроходные стоместные теплоходы проекта А45-1 (первые четыре несколько лет назад стали ходить от Енисейска до Бора). Прежде чем их создать, конструктор специально к нам приезжал. Говорю ему: "Тонны четыре груза надо предусмотреть, потому что местный народ что только ни перевозит: мешки с мукой, сахаром, макаронами, пилы, колеса автомобильные, лодочные моторы, домашний скот". Недоверчиво улыбается. А в Ярцево видит - бабка козу за веревку на трап тянет!".
Тем не менее разворачивается борьба и за праздного клиента. За часовую полукилометровую прогулку на частной палубе взрослый выложит 800 рублей, ребенок до 12 лет - 600, малыш до трех лет - три сотни. Пройтись по Красноярскому морю к заповедному заливу Бирюса на яхте или в салоне скоростного катера - удовольствие точно не для бедных.
"Рано или поздно конкуренция "демократизирует" цены", - не сомневаются в краевом агентстве по туризму. Ну а пока школьникам, студентам, многодетным семьям, инвалидам, ветеранам стали предлагать краеведческие туры - с 30-50-процентной скидкой. Муниципалитетам для организации рекреационных зон предоставляют субсидии, турбизнесу часть затрат компенсируют.
В итоге спрос на речной отдых динамично растет, а банк инициатив пополняется инфраструктурными идеями: от благоустройства пристаней до сооружения на крутых берегах панорамных лифтов.
На пригородных линиях обрели популярность мини-теплоходы "Куприян", "Юнга", "Товарищъ", походы на Крайний Север прошлым летом возобновил отреставрированный 56-местный "Близняк".
"Флот, безусловно, нуждается в среднемагистральных судах, - убежден замминистра транспорта Красноярского края Дмитрий Зотин. - Импортные слишком дороги. На отечественных верфях их раньше не строили. Но при активном участии сибиряков питерцы проработали интересный эскизный проект, который пойдет в серию. Пять миллиардов рублей на постройку двух теплоходов уже выделены. Года через три получим их в эксплуатацию по схеме лизинга. От глубокой перекройки "Чкалова" и "Матросова" мы отказались. А вот одна из судоходных компаний - крупнейший российский оператор речных круизов - пошла как раз по пути модернизации: доводит сейчас до высших международных стандартов теплоход "Максим Горький", минувшим летом перебравшийся с Волги на Енисей".
"В австрийском Корнойбурге наш четырехпалубный лайнер появился на свет в 1974-м, в затоне Красноярского судоремзавода, по сути, рождается вновь, - рассказывает в сполохах сварки капитан Юрий Синцов. - На шлюпочной палубе разместится большой ресторанно-развлекательный комплекс, на верхней - зона SPA c тренажерным залом. Каюты, декорированные, как и все интерьеры, по этническим мотивам северных народностей, станут намного просторнее".
Продажа туров, стартующих в конце мая, открыта. Первые счастливцы уже предвкушают изысканные яства сибирской кухни, элитные образцы винной библиотеки и неповторимые енисейские рассветы, которые в таймырских широтах длятся круглые сутки.
Инициатива частных инвесторов, чувствующих, как велика тяга людей к экологической чистоте, экзотике, "завела" и местных энтузиастов. Мастера ремесел готовы взяться за восстановление исторических мест. В Туруханске с его музеями, монастырем, где хранятся мощи святого Василия Мангазейского. В Курейке, некогда знаменитой пантеоном ссыльного сидельца Сталина. На печально известной 503-й стройке несостоявшейся дороги Салехард - Игарка.