Казалось бы, чего тут готовить - бери да пой. Но изучение народных песен - это та же археология, только имеющая дело с нематериальными объектами.
Композицию обнаружили еще в 90-х годах прошлого века. Насчитывается три ее варианта в Алексеевском и Кумылженском районах. Ученым приходилось бережно сличать разные версии, определяя, где исходный текст, а где последующие напластования.
Песня относится к разинскому циклу, то есть она уходит корнями в семнадцатый век. Это тюремная дума Стеньки, ожидающего суда. Сегодня мы бы назвали это блатняком или шансоном.
- Это один из песенных бриллиантов. Многие носители той культуры ушли, но некоторые старики еще помнят что-то. Самые протяжные песни нашли в Усть-Бузулукской станице. Мелодика очень непростая. Наша задача - скрупулезно ее сохранить, быть точными в распевах. Не так протянешь - и другая физиономия у песни, - говорит руководитель ансамбля "Станица" Ольга Никитенко. - Для нашего уха это звучит очень непривычно. Но не надо пугаться "километровых" распевов. А одно слово может тянуться полторы минуты! И сама жизнь была неторопливой. Пели хором: один замолкает, другой перехватывает. А за счет вставных слогов достигалась бесконечность слова.
Кстати, Степан Разин считается уроженцем нынешней Волгоградской области. Более того - в той же станице Зимовейской позднее родится другой бунтарь Емельян Пугачев. Ничего удивительного, что Екатерина II после подавления пугачевского бунта распорядилась переименовать станицу и перенести чуть южнее. Вроде помогло.
Один из вариантов текста песни таков.
Не шуми, шумушка,
Зеленая дубравушка,
Не мешай мне, молодцу,
Думу думати.
Как я все думы передумал -
Одна думушка
Мне с ума нейдет.
Как мне завтрашний день
На суду стоять,
На суду стоять
И ответ держать
Перед самим царем...