Кто виноват?
Пока специальные датчики, установленные активистами экологических организаций в разных частях Бишкека, ежедневно фиксируют многократное превышение предельно допустимого уровня концентрации опасных веществ в воздухе, чиновники не могут прийти к единому мнению по поводу причин токсичного тумана.
Так, по словам мэра столицы Азиза Суракматова, главный виновник - частные жилмассивы города, жители которых отапливают дома углем. "Это 70-75 процентов от всего смога", - заявил он, общаясь с журналистами. На втором месте - выбросы столичной ТЭЦ. Кроме того, как отметил глава муниципалитета, воздух отравляют выхлопные газы автомобилей.
- Пока мы не решим эти проблемы, смог будет каждой зимой, потому что это физический процесс: на поверхности воздух холоднее, чем сверху, атмосфера не очищается. Мы просим горожан помочь. Постарайтесь перейти с печного отопления на другие виды обогрева, сделать свой автомобиль экологичнее. Да, это может быть дорого, но расплачиваться здоровьем, своим и своих детей, гораздо хуже, - утверждает Азиз Суракматов.
В Государственном агентстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства КР придерживаются другого мнения. По данным ведомства, виноваты автомобили и теплоэлектроцентраль. Правда, в агентстве подчеркивают: им неизвестно, как частный сектор влияет на экологическую обстановку в городе, потому что жилые массивы в этом отношении не проверяли из-за действующего в республике моратория на подобные инспекции.
На ТЭЦ Бишкека, в свою очередь, если и говорят о вреде, который наносит объект, то только о самом минимальном, так как на многометровых трубах теплоцентрали стоят мощные системы очистки дымовых газов. По словам директора ТЭЦ Андрея Воропаева, причина смога все-таки в том, что в жилмассивах дома отапливаются не только углем, но и различными материалами, в том числе покрышками и синтетикой.
Что делать?
Парламент, тем временем, принял постановление о снижении уровня загрязнения воздуха в Бишкеке. Правительству и мэрии столицы рекомендуется принять ряд мер, которые, как полагают народные избранники, помогут изменить ситуацию к лучшему. В их числе ускорение работы по полной газификации жилых домов в городе и его окрестностях; увеличение лимитов потребления электроэнергии населением в зимний период; ужесточение контроля качества приобретаемого и используемого угля; переход на бензин экологических стандартов Евро-4 и Евро-5; обязательный учет "розы ветров" при проектировании и строительстве многоэтажных домов в городе.
Отдельно депутаты поручили кабмину "разработать механизмы, направленные на снижение содержания вредных веществ в выхлопных автомобильных газах, и рассмотреть вопрос создания инфраструктуры для использования электромобилей".
Независимые эксперты, которых корреспондент "РГ" попросил прокомментировать постановление парламента, отметили, что документ в целом правильный, однако не все рекомендации могут быть исполнены немедленно и даже в обозримом будущем. К примеру, переход на топливо стандартов Евро-4 и Евро-5 в КР был отложен Евразийской экономической комиссией до 2023 года после соответствующего ходатайства киргизской стороны. Причина - необходимость проведения модернизации местных нефтеперерабатывающих заводов.
Что касается "розы ветров", то, как отмечают экологи, учитывать ее при проектировании и строительстве многоэтажек сегодня уже вряд ли есть смысл. Застройщики давным-давно нарушили движение воздушных потоков, некогда очищавших атмосферу над столицей.
Не предупрежден - не вооружен
Впрочем, пока не то что о кардинальном, но и вообще о каком-нибудь изменении ситуации к лучшему речи не идет. К примеру, власти города и руководство профильных госслужб до сих пор не сделали простейшей вещи - в дни, когда загрязнение воздуха превышает предельно допустимый уровень, официально информировать об этом через СМИ и социальные сети жителей и гостей столицы, чтобы люди могли принять меры предосторожности. Ведь речь идет о прямой угрозе здоровью.
К сожалению, может получиться так, что проблема потеряет свою актуальность, как только закончится отопительный сезон. Тогда и общественность перестанет возмущаться. В итоге, как это не раз бывало, расслабятся и чиновники. А как все будет следующей зимой? Ответ на этот вопрос вновь начнут искать, когда еще более плотный смог окутает столицу.
Министерство чистого воздуха
Рецепты избавления столицы от смога предлагает и неправительственный сектор. Причем весьма необычные. "Источники загрязнения воздуха известны: это ТЭЦ, автотранспорт и жилмассивы, отапливаемые углем... Работать надо по всем трем направлениям. Для решения проблемы надо иметь ясный и выполнимый план, в котором необходимо прописать, какие меры необходимо принять, кто будет это делать и, самое главное, кто заплатит за все это", - утверждает в своей статье директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов.
По мнению эксперта, расходы на снижение вредных выбросов в воздух должны оплачивать все - предприятия, собственники автомобильного транспорта и даже население.
"Сокращение вредных выбросов в жилмассивах - это отказ от отопления углем. Решение этой задачи представляется наиболее сложным, поскольку требует значительных затрат и вызвано непростой социальной ситуацией в стране. Тем не менее наиболее реалистичный вариант решения проблемы - это если сами граждане будут оплачивать расходы, связанные с этими мерами", - отмечает Тамерлан Ибраимов.
"Для планирования и реализации комплекса мер по улучшению качества воздуха в столице желательно создать специальную рабочую группу, которую условно можно назвать "министерством чистого воздуха". На нее необходимо возложить аналитическую работу, разработку необходимых изменений в нормативных актах и наблюдение за выполнением задач. Деятельность "министерства" должна находиться на особом контроле со стороны кабинета министров, а возможно и президента. В этом случае есть все шансы, что в относительно короткие сроки ситуация с воздухом в Бишкеке начнет кардинально меняться к лучшему", - предполагает он.