Он представлял собой соглашение между инвестором и Российской Федерацией или ее субъектом, в котором фиксировались обязательства инвестора - освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок и субъекта - гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки. СПИК заключался на срок выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет, но не более десяти лет. С момента запуска механизма специальных инвестиционных контрактов за три года с компаниями было заключено 40 СПИКов общей стоимостью в триллион рублей. Об этом летом 2018 года докладывал на встрече с президентом РФ глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров. "В рамках реализации этих проектов должно быть создано более 20 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест в разных отраслях промышленности. В первую очередь это автопром, это фармацевтика, энергетическое, нефтегазовое машиностроение, химия и ряд других областей", - сообщил он.
По контракту инвестор в предусмотренный СПИКом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязалась создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации. Другая сторона - Российская Федерация или ее субъект в течение срока действия контракта должна была осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта.
Например, уже в середине 2016 года немецкая машиностроительная компания CLAAS заключила СПИК с Краснодарским краем, взяв на себя обязательства относительно сроков переноса ключевых технологических операций по производству зерноуборочного комбайна на территорию Российской Федерации. Изделия получили статус "российского продукта" и право участия в программах господдержки агропромышленного комплекса. В рамках исполнения обязательств по СПИК последовательно осваивалось производство ключевых компонентов и агрегатов зерноуборочного комбайна TUCANO из российской стали. Теперь уже более 100 наименований деталей из Краснодара поставляется на головной завод CLAAS в Харзевинкеле, выпускающий модели TUCANO, ориентированные на западноевропейские рынки.
Одними из самых сложных этапов локализации стали проекты производства переднего и заднего мостов комбайна, а также всех барабанов - уникальные для всего концерна CLAAS проекты.
В ходе Петербургского международного экономического форума 2017 года Минпромторг России, Тюменская область и компания "Транснефть" подписали СПИК по созданию комплекса Тюменского ремонтно-механического завода. Контракт предусматривал строительство нового современного производственного комплекса, обеспечивающего выпуск отечественного оборудования для эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов трубопроводного транспорта и нефтяной промышленности, с объемом инвестиций в 2,9 миллиарда рублей.
Специнвестконтракт, который заключили Минпромторг РФ и ведущий российский автопроизводитель АвтоВАЗ в январе 2019 года, предполагал модернизацию производственных мощностей, развитие модельного ряда, локализацию производства ключевых автомобильных агрегатов.
Особенность контракта состояла в том, что инвестором в рамках соглашения становился только российский автоконцерн, а его партнеры по альянсу Renault, Nissan и Mitsubishi выступали в качестве привлеченных сторон. СПИК был заключен на десять лет и подразумевал привлечение инвестиций на общую сумму в 70 миллиардов рублей. Предприятие и его партнеры взяли на себя обязательства дальнейшей локализации глобальных автомобильных платформ и ключевых элементов производимых здесь машин.
Группа "ГАЗ", Минпромторг России и правительство Нижегородской области заключили специнвестконтракт на создание нового и модернизацию действующего производства автомобилей.
Также минпромторг подписал СПИКи с компаниями Volkswagen, GM-Avtovaz, "Автотор", ПСМА (Peugeot-Citroen-Mitsubishi, завод под Калугой), Toyota и Volvo.
Автоконцерн Toyota заключил СПИК с правительством Петербурга. А в июле прошлого года была одобрена заявка на СПИК китайского автопроизводителя Great Wall Motors (GWM). В июне компания запустила завод в Туле - регионе, в котором уже много лет хотят создать автомобильный кластер по аналогии с калужским. В рамках СПИК, по заявлению минпромторга, компания обязалась инвестировать более 40 миллиардов рублей в строительство завода двигателей и коробок передач.
Несколько СПИКов в течение 2017-2018 годов были подписаны в фарминдустрии - как с зарубежными, так и с российскими компаниями, которые обязались создать в субъектах Российской Федерации фармпредприятия по выпуску современных лекарственных препаратов. Но не все эти контракты развиваются успешно, при их реализации выявились отдельные "узкие" места, на них влияли изменения как в законодательстве, так и в отраслевом нормативном регулировании.
- Те фармкомпании, которые заключили СПИК по модели 1.0, видели возможность не столько финансовой поддержки, сколько получения дополнительных преференций и статуса локального производителя, - рассказал "РГ" генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. - Это было главной мотивацией. Положительных моментов в СПИК много, и все было бы неплохо, если бы не влияние других ведомств. Когда одна из фармкомпаний подготовила бизнес-план и двигались по нему, она рассчитывала на одну цену своего препарата. Но в процесс вступила Федеральная антимонопольная служба и вынудила компанию уменьшить цену. Соответственно, весь бизнес-план кардинально изменился, контракт стал финансово невыгоден. Мы об этом много тогда говорили, получилось, что вот мы играем в футбол, но после свистка судьи всем пришлось взять клюшки и играть в хоккей, образно говоря. Фактически специнвестконтракт оказался ведомственной программой минпромторга, но на позицию других регуляторов он повлиять не мог. Правда, у остальных компаний, заключивших СПИК, подобных коллизий не возникло.
Но закупочная компания прошлого года тоже прошла по новым правилам, начальная максимальная цена контрактов оказалась ниже рентабельности, и некоторые фармкомпании на торги вообще не вышли. Видимо, для дальнейшего продвижения модели СПИК необходимо согласовывать эти контракты с позицией и других ведомств. Хотя в принципе возможность получить такой контракт очень привлекательна.
Возможно, эти тонкие моменты и повлияли на решение Минпромторга России внести изменения в формат СПИК. В течение года была разработана модель СПИК 2.0. И в августе 2019 года были приняты изменения в ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", которые ввели в действие новый формат.
В них уточнены сроки заключения СПИК (не более чем 15 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым не превышает 50 миллиардов рублей, или не более чем на 20 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 миллиардов рублей (и тот и другой - без учета НДС).
Также введен конкурсный порядок заключения СПИК по результатам открытых или закрытых конкурсов. Заключение СПИК без конкурса оставалось возможным лишь по решению президента РФ или при подаче только одной заявки об участии в процедуре конкурсного отбора.
Было также установлено, что меры государственной поддержки прекращаются, если совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в рамках СПИК, превысил 50 процентов от общего объема капитальных вложений инвестора в проект. Введен реестр СПИК, в который будут включаться сведения о заключении, изменении, расторжении или о прекращении действия СПИК.
Закон установил, что гарантии стабильности условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, заключающиеся, в частности, в том, что с даты заключения СПИК и в течение срока его действия в отношении инвестора не применяются законодательные акты и (или) иные нормативные правовые акты РФ. За исключением международных договоров и принятых в их исполнение актов, а также актов ЕАЭС, которые вступили в силу после даты заключения СПИК.
В июне прошлого года Минпромторг России известил, что на платформе Государственной информационной системы промышленности открыт сбор предложений по современным технологиям в рамках специальных инвестиционных контрактов, который позволяет производителям, общественным и экспертным организациям, органам государственной власти принять участие в формировании перечня.
На вопросы "РГ" о том, какие цели поставлены перед моделью СПИК 2.0, ответил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков.
В августе 2019 года был дополнен Федеральный закон "О промышленной политике в РФ" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов. Почему потребовались эти дополнения и изменения?
Василий Осьмаков: СПИК - это живой, гибкий и востребованный инструмент промышленной политики, о чем свидетельствует взаимная заинтересованность государства и бизнеса в его развитии и "донастройке" на законодательном уровне. Введение формата СПИК 2.0 является логичным этапом совершенствования специнвестконтрактов, позволяя сфокусировать их на стимулирование притока в страну уникальных технологических и производственных компетенций в обмен на долгосрочную стабильность условий ведения бизнеса. При этом цель остается прежней - привлечение долгосрочных частных инвестиций в высокотехнологичные проекты. Но акцент смещается в сторону повышения уровня локализации и конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и глобальных рынках.
В чем заключаются плюсы изменений формата?
Василий Осьмаков: Помимо освоения технологических компетенций, обновленная модель специнвестконтрактов внесет свой вклад в реализацию Национальных проектов, будут способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению доходной базы регионов. СПИК 2.0 отличает также переход от заявительного к конкурсному, публичному характеру отбора. Увеличен предельный срок действия контрактов - до 20 лет. К участию в этой работе привлечены регионы и муниципалитеты, что открывает бизнесу доступ к локальным налоговым преференциям, эффективному решению инфраструктурных вопросов, связанных, например, с подключением к инженерным сетям. Модифицируются и меры стимулирования участников СПИК, совершенствуется налоговый режим. Таким образом, это продолжение взаимовыгодного партнерства государства и бизнеса на длительную перспективу.
Поступают ли заявки на заключение СПИК по новым условиям? Сколько их отобрано для заключения контрактов?
Василий Осьмаков: Отбор заявок на заключение СПИК будет осуществляться по перечню современных технологий, который утвердит правительство РФ. Уже сейчас на платформе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) мы ведем сбор соответствующих предложений. Сформирован предварительный пул, охватывающий более двух тысяч заявок в различных отраслях. Наибольшее их число - в химической промышленности (более 700 заявок), фарминдустрии (около 300), автопроме (200), нефтегазовом машиностроении (140) и авиационной промышленности (120). В настоящий момент в правительстве РФ дорабатываются необходимые подзаконные акты. Их принятие ожидается в ближайшее время. После утверждения перечня современных технологий (в первом полугодии текущего года) будет запущен отбор заявок для выхода на заключение контрактов.