К сожалению, это получается далеко не всегда. Россияне по-прежнему порой не могут попасть на прием к нужному врачу-специалисту, подолгу ждут диагностических исследований на высокотехнологичной аппаратуре, не могут получить жизнеспасающие инновационные лекарства. В то же время государство тратит значительные средства на медицинскую помощь, подготовку кадров для здравоохранения, закупки дорогостоящего оборудования и лекарств. Но зачастую эти затраты оказываются неэффективными из-за несовершенства законодательства и нормативных актов. Это ярко видно на примере госзакупок сложной и дорогой медицинской техники.
Например, клинике требуется закупить современный компьютерный томограф. Для этого государственному заказчику необходимо сначала провести тендер на поставку, при этом преимущество получает не тот участник, кто предложит самую современную и производительную модель, а тот, кто объявит наименьшую цену и выполнит базовые требования технического задания. Погоня за усреднением требований часто приводит к тому, что поставщики предлагают "что попроще, зато подешевле". Затем клинике нужно подготовить помещение под оборудование, которое должно соответствовать всем техническим требованиям, и обеспечить качественный монтаж оборудования в таком помещении. Одновременно требуется обучить персонал медучреждения или найти уже подготовленных специалистов. Все это требует немалых средств и времени.
Но вот закончились расходные материалы для оборудования, необходимо регламентное техобслуживание или какая-то деталь вышла из строя - и дорогостоящий аппарат будет простаивать месяцы. Причиной таких простоев было, в том числе, законодательство, которое требует во всех этих случаях провести отдельный тендер на поставку, на сервисное обслуживание, закупку детали или ремонт. Порой на эти процедуры требуются месяцы или на них просто нет средств в бюджете учреждения. А пациенты все это время вынуждены искать необходимую услугу в других медицинских учреждениях, иногда за многие километры.
В подобную ситуацию попадали сотни поликлиник, больниц, медицинских центров по всей стране. Теперь все эти проблемы могут быть решены - 21 января председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, которым разрешается закупать по контрактам жизненного цикла (КЖЦ) такое медицинское оборудование, как, например, компьютерные и МР-томографы, ультразвуковые аппараты и т.п.
"Мы несколько лет назад проводили мониторинг того, как выполняется законодательство о закупках товаров, работ, услуг организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, - рассказал "РГ" член Комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАН Николай Герасименко. - Выявили простои медицинского оборудования, связанные с невозможностью оперативно провести расходы на закупку, ремонт и подключение оборудования из-за действующего лимита закупок у единственного поставщика в 100 тысяч рублей. О таких фактах сообщили 50 процентов опрошенных нами представителей медучреждений. Причем сейчас многие сложнейшие аппараты могут работать десятилетиями, но простаивали они из-за мелких поломок или отсутствия специалистов, которые могли бы их устранить. И даже увеличение лимита до 200 тысяч рублей эту проблему далеко не всегда помогает решить. Новое постановление, надеюсь, кардинально улучшит ситуацию".
По законодательству КЖЦ предусматривают не только строительство, создание или закупку товара или работ, но и последующее его обслуживание, ремонт, при необходимости - эксплуатацию или утилизацию. До сих пор в нашей стране подобные контракты можно было заключать на строительство автомобильных и железных дорог, тоннелей, больниц, некоторых других социальных объектов.
Во многих странах формат КЖЦ давно применяют и для закупки медицинского оборудования и его дальнейшего обслуживания. При этом медицинское учреждение сразу решает целый ряд проблем. Во-первых, эффективная работа дорогостоящего оборудования становится зоной ответственности самого производителя. Во-вторых, при любой поломке не нужно тратить время на организацию и проведение тендеров. В-третьих, пациентам не приходится ждать необходимой помощи или искать ее в другом месте. К тому же в контракте может фиксироваться объем средств, которые будут затрачены на приобретение, установку и обслуживание оборудования за несколько лет, а также на обновление программного обеспечения, обучение врачебного и инженерного персонала.
Почти 15-летний опыт реализации КЖЦ есть у компании Philips, заключившей такие договоры в 16 странах мира.
"В Европе такие соглашения подписываются напрямую с медицинскими центрами и становятся залогом долгосрочного партнерства, - рассказывает руководитель проектов, старший консультант Консалтинговой практики Philips Анна Кудрявцева. - Причем это не просто договоры на закупку оборудования и его обслуживание, а оформление стратегического партнерства на многие годы. Порой сама закупка даже не происходит - клиника платит лишь за использование дорогостоящей техники. Медицинские учреждения доверяют экспертизе компании-поставщика услуг. Один из главных критериев - способность партнера актуализировать предлагаемые медицинские технологии и разрабатывать инновационные продукты. Ведь для любой клиники - это возможность развивать и свои кадры, проводить научные исследования, предлагать пациентам самую современную помощь. Контракты формируются индивидуально для каждой больницы с учетом потребностей именно ее пациентов и врачей. Мы готовы делиться своим опытом в России и участвовать в конкурсах на закупки оборудования по КЖЦ и в регионах. В составе нашей компании функционирует рабочая группа из числа профессиональных консультантов, юристов, финансовых аналитиков, технических и ИТ-специалистов, которая умеет структурировать предложение компании по КЖЦ с учетом потребностей любой клиники или региона".
Выгоды от подобного контракта уже продемонстрировали в прошлом году власти Москвы. В Городском агентстве управления инвестициями (ГАУИ) взяли в работу разработку структуры контракта жизненного цикла, консультируясь и с экспертами, и участниками рынка медицинских изделий, обладающими подобным опытом.
"В конце прошлого года столица провела первые конкурсы по закупке сложного медицинского оборудования: приобретено 42 ангиографа общей стоимостью 2,9 миллиарда рублей, 101 магнитно-резонансный томограф за 11 миллиардов рублей и 116 компьютерных томографов за 5,5 миллиарда рублей, - рассказал "РГ" директор ГАУИ Леонид Кострома. - Как показали итоги конкурсов, на каждый лот было подано от 2 до 4 предложений от разных производителей медицинского оборудования. Конкуренция позволила значительно снизить цену договора: ее среднее падение составило 42 процента. При этом в медучреждения Москвы будут поставлены последние, новейшие модели оборудования - победителями конкурсов стали знаменитые мировые производители. Благодаря КЖЦ столица получит современное оборудование с 10-летним сервисом от производителей, которые имеют не только производственные мощности, но и релевантный опыт по сервису".
"Формат КЖЦ позволяет иметь гарантию того, что техника будет регулярно обслуживаться: город платит только за работающее оборудование, - заявила после их проведения заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова. - Кроме того, впервые участие в торгах принимают только непосредственные производители, что позволяет серьезно снизить цену".
В Нацпроекте "Здравоохранение" поставлены высокие целевые ориентиры по сокращению заболеваемости и смертности, продлению средней продолжительности жизни, модернизации первичного звена и повышению эффективности работы всех служб. Президент обратил внимание нового правительства на то, что эти задачи во многих регионах пока решаются не слишком эффективно и успешно. На реализацию Нацпроекта выделены значительные бюджетные средства и на закупку новой техники. Формат КЖЦ позволяет сделать их использование наиболее экономным и эффективным.