Об этом "РГ" беседует с вице-президентом РСПП, профессором кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ "Высшая школа экономики", доктором юридических наук Игорем Вдовиным.
Игорь Александрович, в своем Послании Федеральному Собранию президент нашей страны поставил задачу по росту инвестиций на 6-7 процентов. Какие ресурсы есть у нашей экономики, чтобы обеспечить этот рост?
Игорь Вдовин: В своем Послании президент не только поставил такую задачу, но и обозначил ряд мер для ее решения. Для уверенного роста инвестиций нужны длинные деньги. По поручению президента ЦБ проводит линию на повышение доступности кредитов для реального сектора экономики. К тому же, несмотря на санкции, в целом конъюнктура благоприятна для России и по-прежнему позволяет наращивать и без того значительные финансовые резервы. На 1 января 2020 года золотовалютные резервы страны выросли до 554 миллиардов долларов, Фонд национального благосостояния - это 125 миллиардов долларов. Они фактически изъяты из экономики. А в целом накопленного потенциала более чем достаточно, чтобы решить все поставленные в Послании президента задачи.
Большой потенциал представляют и средства, хранящиеся на счетах предприятий - их объем равен объему годовых инвестиций в стране, а также средства НПФ, сбережения граждан. Государству необходимо создавать условия для их вовлечения в инвестиционный процесс, развивать публичный финансовый сектор. Есть немало институтов развития и фондов для ранних стадий, но когда компания приближается к позиции "единорога", компании вынуждены искать возможности за рубежом. Важно привлечь больше частных инвесторов и фондов, работать над привлечением иностранных инвестиций.
Другой важный момент - эффективный контроль их расходования. Как отмечает Счетная палата, ущерб от коррупции в России может измеряться триллионами рублей. Но кроме борьбы с коррупцией эффективное расходование бюджетных средств подразумевает и экономически обоснованные инвестиции.
Какие сектора экономики, на ваш взгляд, могут быстрее всего обеспечить рост инвестиций?
Игорь Вдовин: На мой взгляд, в среднесрочной перспективе приоритетами должны стать прежде всего инфраструктурные проекты. Хорошо развитая инфраструктура расширяет диапазон возможностей для инвесторов и стимулирует приток капиталов в различные отрасли.
Также перспективны крупные промышленные проекты высокого уровня передела, которые формируют вокруг себя мощную экосистему поставщиков и подрядчиков.
В приоритете проекты в области городской экономики, развитие креативных индустрий, высокотехнологичные проекты, в том числе трансфер технологий. Взятый курс на "цифру" и, как следствие, стимулирование технологического развития экономики обеспечит инвестиции в разработку технологий искусственного интеллекта, создания мобильной сети 5G, интернета вещей, а также сервисных роботов, беспилотного транспорта и тому подобные.
Значительный эффект могут дать и инвестиции в человеческий капитал (образование, здравоохранение), но в долгосрочной перспективе. К примеру, по некоторым оценкам, инвестиции в строительство школ превосходят экономический эффект от строительства дорог, но лишь спустя 20 и более лет.
Особняком стоят проекты в области зеленой экономики, возобновляемых источников энергии, переработки отходов. Это очевидный тренд во всех развитых странах и при этом за пределами экономических санкций.
Достаточна ли законодательная база для реализации задач, поставленных президентом? Или необходимы изменения?
Игорь Вдовин: Изменения необходимы. Более того, бизнесу необходимы понятные и прозрачные механизмы и правила, их неизменность. Важным шагом в этом направлении должно стать поручение президента Госдуме и правительству к 30 апреля обеспечить при участии ведущих общественных объединений предпринимателей принятие федеральных законов, направленных на формирование механизмов защиты и поощрения капиталовложений, развитие инвестиционной деятельности в РФ.
Принятый Госдумой в первом чтении 10 декабря законопроект о соглашениях по защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) предполагает стабилизацию ряда тарифных, таможенных и налоговых условий для инвесторов, которые заключат с государством специальные соглашения. У РСПП по СЗПК есть принципиальная позиция. Мы предлагаем вывести из-под действия этого закона ГЧП и концессии, поскольку этот рынок развивается очень хорошо и из-за необдуманного вмешательства может пострадать. Законопроект пока еще очень "сырой", и его принятие в нынешнем виде, без доработок, может привести не к скачку инвестиций, а к их снижению, по крайней мере, на первом этапе.
Помимо СЗПК, приняты такие инструменты, как Корпоративная программа повышения конкурентоспособности (КППК), специнвестконтракты (СПИК 2.0), а также множество инструментов поддержки инвестиций на региональном уровне. Все они действительно могут обеспечить прорыв в привлечении инвестиций, но нуждаются в серьезной донастройке. Тогда они будут отвечать интересам и государства и бизнеса, станут рабочими и эффективными.
Может ли "регуляторная гильотина" активизировать инвестиции?
Игорь Вдовин: В России действуют около 2 миллионов видов требований к бизнесу и более 200 видов контроля. Это немыслимые цифры, и ситуацию нужно менять, это очевидно. Я не сомневаюсь, что пересмотр требований надзорных органов к бизнесу в сторону снижения, устранение дублирования, избавление от устаревших норм сыграют свою роль в вопросе привлечения инвестиций в целом.
Наша страна все последние годы улучшает свои позиции в рейтинге Doing Business. А бизнесмены - и наши, и зарубежные - по-прежнему жалуются на многочисленные административные барьеры и проволочки. Где же истина?
Игорь Вдовин: Рейтинг Всемирного банка не отражает реального состояния инвестиционного климата в нашей стране, он только показывает степень легкости ведения бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге (регистрация, подключение к сетям, налогообложение и т.д.). А мы знаем, что бизнес-климат в столицах разительно отличается от остальной части России.
И еще, Всемирный банк не учитывает ряд важнейших для России критериев, влияющих на бизнес и на инвестиционную среду в целом. Это прежде всего степень силового давления на бизнес, пресловутые проверки, вопросы, связанные с правом собственности, множественные административные барьеры.
Всемирный банк признает, что рейтинг отражает преимущественно показатели де-юре, то есть формальные, основанные на нормативно-правовой базе, но не учитывает то, как эта нормативно-правовая база воплощается на практике. Кроме того, он отражает ситуацию в отношении компаний определенного размера в крупных городах.
Поэтому представители крупных предприятий, региональные предприятия и индивидуальные предприниматели могут сталкиваться с иными барьерами или в более экстремальной форме. Из этого можно понять, что Doing Business показывает ситуацию только в определенной части бизнеса, который в нашей стране пока формирует только 20 процентов ВВП и обеспечивает примерно 25 процентов рабочих мест.
Послание президента Федеральному Собранию отличается четкой социальной направленностью. Как согласуются многочисленные меры соцподдержки с необходимостью инвестировать в инфраструктурные проекты, повышение производительности труда и т.д. Хватит ли средств и на то, и на другое?
Игорь Вдовин: Мы уже говорили об огромных накопленных резервах. До 2024 года драйверами развития страны определены национальные проекты, часть из них с четкой социальной направленностью. На их реализацию запланирован огромный объем бюджетных средств. Что касается крупных госинвестиций в реальный сектор (например, это Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры), то в них также предусмотрено привлечение большого объема внебюджетных инвестиций.
В целом из 28 триллионов рублей, запланированных на все нацпроекты, 8,5 триллиона - это внебюджетные инвестиции, которые будут направлены на прорывные мероприятия в экономике. Думаю, что за счет активного привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктуру и другие отрасли экономики социальная направленность бюджета не пострадает.
Меры социальной поддержки всегда хорошо воспринимаются людьми. Однако наши читатели высказывают мысли о том, что материнского капитала на всю жизнь ребенка не хватит, что для помощи семьям надо создавать рабочие места и платить нормальные зарплаты. Как вы видите эту проблему?
Игорь Вдовин: Здесь нет противоречия. Меры социальной поддержки тоже необходимы. Улучшение количественных и качественных демографических показателей является основой успеха любых экономических инициатив. Конечно, одним из драйверов развития экономики является рост реальных доходов населения, рост зарплат. Но тут все взаимосвязано. Те же высокоскоростные магистрали могут связать десятки, а то и сотни маленьких городов. И в них не только создавались бы новые бизнесы с современными рабочими местами, их жители получили бы возможность быстро добираться до крупных экономических центров, иметь нормальные зарплаты. А создание предприятий с высокооплачиваемыми рабочими местами становится возможным с внедрением инновационных технологий, цифровизации, переходом на новые модели организации производства (например, бережливое производство).
Материнский капитал, конечно, не предназначен для того, чтобы на долгие годы обеспечить семью с детьми. Он помогает в самый трудный период - первые годы после рождения ребенка. Но эти средства все равно придут в экономику, станут одним из важных источником развития отраслей, связанных с производством российских товаров и услуг.
Инвестиции в человека - что сегодня входит в это понятие?
Игорь Вдовин: Меры поддержки семей с детьми, развитие здравоохранения и образования - все это необходимо. Вместе с тем достичь к 2024 году национальных целей развития, необходимых темпов роста экономики невозможно без повышения качества человеческого капитала. Сегодня в ведущих мировых экономиках активно растут и вносят большой вклад в ВВП так называемые креативные индустрии. Это направление предпринимательства, в котором все завязано на том самом человеческом капитале, это его монетизация в чистом виде.
Сейчас во всем мире это уже дает колоссальный экономический эффект - вклад креативных индустрий (дизайн, мода, ремесла, издательское дело, архитектура, кино, мультимедиа, реклама, парки развлечений, IT-сфера и др.) в мировой ВВП составляет не менее 6,6 процента, а в развитых странах - 8-12 процентов с прогнозируемым ежегодным приростом около 10 процентов. Креативные индустрии - это двигатель современной экономики. Они помогают перестроить национальную экономику с сырьевой на экономику знаний. Поэтому так важно сегодня больше инвестировать в образование (инфраструктуру, новые технологии, программы, кадры), растить с самого детства творческих, креативно мыслящих людей, поддерживать своих творческих предпринимателей на государственном уровне.
Развитие экономики заданными в Послании президента темпами сформирует совершенно новые рабочие места. Для них потребуются специалисты, к которым будут предъявляться очень высокие профессиональные требования. Уже сейчас необходимо инвестировать в выращивание таких специалистов и формировать внутри страны такую среду, в которой им будет интересно и выгодно оставаться, работать, создавать блага и пользоваться ими.