11.02.2020 18:05
    Поделиться

    Крымский мост изменил жизнь в регионе

    Только за первые пять месяцев эксплуатации автодорожной части Крымского моста, согласно данным Минтранса России, владельцы машин сэкономили 6 миллиардов рублей. Получается, что за год экономия составила около 14,4 миллиарда рублей.

    О том, как изменилась жизнь на полуострове с введением в строй моста через Керченский пролив, "РГ" рассказали сами крымчане.

    - Мы, наверное, первыми почувствовали перемены после открытия моста, - делится жительница Керчи Галина Огнева. - У нас появилась альтернатива аэропорту Симферополя. Керчане теперь могут летать через Анапу.

    Близость аэропорта - не единственное преимущество, которое оценили жители города. По мосту стало быстро и легко добираться в Краснодарский край.

    Преимущества путешествий через мост за полтора года оценили все крымчане, но, пожалуй, самый существенный эффект получил бизнес. Прежде всего сократились сроки доставки грузов. Одной из первых это почувствовала самая динамичная отрасль полуострова - строительная. Не секрет, что при нынешних темпах возведения жилья и объектов инфраструктуры в Крыму катастрофически не хватает стройматериалов. Цемент, щебень, песок, строительные смеси и многое другое везут с материка.

    - Несмотря на то, что на продажах недвижимости запуск Крымского моста практически не отразился, отрасль почувствовала облегчение в закупках стройматериалов, - рассказал начальник отдела маркетинга группы компаний "Монолит" Артур Дубровский. - В этом случае замена паромной переправы сначала полноценной автомобильной, а в перспективе и железной дорогой значительно облегчает доставку грузов, тем самым сокращая сроки поставки и снижая транспортные расходы.

    На самом популярном направлении Москва - Крым грузовой транспорт прежде добирался до полуострова в среднем за пять - семь дней и при условии, что в проливе не было в это время шторма. Если фура доходила за пять дней, это считалось супербыстрой доставкой, говорят дальнобойщики.

    - Это значит, на переправе взял талончик, чуть постоял, переплыл и поехал дальше. Семь дней тоже считалось быстро, - говорит председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма Анатолий Цуркин. - Если в проливе штормило и переправа стояла, то можно было и две недели добираться. Сегодня фура с грузом из Москвы и Московской области доходит в Крым за два-три дня.

    С открытием движения автотранспорта грузоподъемностью больше "Газели" доставка грузов в Крым заметно упростилась и стала дешевле

    С октября 2018 года, когда по мосту открылось движение грузового автотранспорта грузоподъемностью больше "Газели" (те пустили на мост вместе с легковыми автомобилями), логистика доставки грузов в Крым заметно упростилась и стала дешевле. По оценкам грузоперевозчиков, на эту статью расходов приходилось до 25-30 процентов стоимости товара.

    - Переправа одной фуры в одну сторону стоила 20 тысяч рублей. В две стороны - 40 тысяч. Теперь на каких-то маршрутах из расходов ушло сразу 40 тысяч рублей, - рассказал Анатолий Цуркин. - Главными отправителями товаров в Крым являются различные материковые компании. Перевозчики товаров по факту получили такую скидку.

    На прилавках крымских магазинов появилось больше скоропортящихся товаров, которые раньше торговые сети не всегда рисковали везти на полуостров. Тем более что такая продукция, как правило, отпускалась на условиях предоплаты. В ретейле выросла конкуренция, и это отразилось на ценах.

    - Мы, конечно, видим, какие цены в крымских сетях, и понимаем, что сейчас они берут товары напрямую у производителя в Краснодарском крае, - рассказал "РГ" региональный директор по торговле сети "Ассорти-продукт" Андрей Овчинников.

    За последние пять лет количество супер- и гипермаркетов в Крыму заметно увеличилось. На их долю сегодня приходится 55 процентов розничного товарооборота. Тем не менее, цены в Крыму по-прежнему выше, чем у соседей в Краснодарском крае.

    - Большая часть товаров завозится в Крым с материка. При этом оптовая торговля в основном ведется дистрибьюторскими компаниями, которые поделили местный рынок и фактически являются монополистами: кто-то везет на полуостров "молочку", кто-то - охлажденное мясо, кто-то - рыбу и так далее, - рассказал "РГ" глава Ассоциации содействия торговле Крыма Сергей Макеев. - И при этом, будучи монополистами, дистрибьюторы задирают цены как хотят. То есть основная наценка происходит не у производителя и даже не в рознице, а у поставщиков.

    Снизить цены в Крыму могут оптово-логистические центры, которых на полуострове пока нет. Создание первой такой структуры в январе анонсировало правительство Крыма.

    - Правительство выделяет 20 гектаров земли, емкость центра составит около 20 тысяч тонн хранения, - уточнил глава Крыма Сергей Аксенов. - Решение принято для стабилизации цен, определен конкретный оператор, который займется поставками продовольствия.

    Однако емкость крымского рынка существенно больше заявленного объема хранения. По мнению экспертов, один центр не решит проблему, а может даже ее усугубить, если создаст нового монополиста. Нужна сеть таких структур, которые станут регуляторами мелкооптового спроса и предложения.

    - В Крым за сутки приезжают около 850-900 фур, не считая того, что перевозится "Газелями" грузоподъемностью до 3,5 тонны, - говорит Анатолий Цуркин. - Таким образом, в сутки Крым только длинномерами завозится около 16-18 тысяч тонн грузов.

    По мнению экспертов, повлиять на уровень цен в Крыму могла бы также бюджетная субсидия за длительное хранение сельскохозяйственной продукции, которая сейчас ложится на плечи аграриев и, в конечном итоге, на потребителя.

    Поделиться