В России становится меньше гипер- и супермаркетов

Оборот розничной торговли в России за 11 месяцев прошлого года составил 30,1 триллиона рублей, продолжив восстановительный рост. Об этом заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров на совещании с представителями отраслевых ассоциаций и крупнейшими ретейлерами.
iStock

Одним из основных трендов 2019 года, как отметили участники совещания, стало сокращение количества гипермаркетов и супермаркетов. Их место занимают магазины у дома и дискаунтеры. Последние с января по ноябрь увеличили торговые площади на 1,8 процента. А общая доля таких магазинов в структуре торговых площадей достигла 55,1 процента.

Россияне теперь предпочитают ходить в магазины чаще, а покупать меньше. В этом году средний чек, по прогнозам экспертов, продолжит снижаться

В магазины "у дома" вкладываются крупнейшие российские ретейлеры. Например, ГК "Дикси" развивает франшизу "Первым делом" в разных регионах России - торговые точки под этой вывеской работают в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В декабре было подписано соглашение о развитии франшизы в Дальневосточном федеральном округе. К сотрудничеству привлекаются действующие продуктовые магазины формата "у дома" площадью не менее 50 квадратных метров.

В прошлом году, по данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), у магазинов, торгующих продуктами питания, стало на 8,5 процента больше покупателей. У магазинов промышленных товаров (к ним относится широкий спектр продукции - от одежды и обуви до электроники и товаров для ремонта) - на 10 процентов больше. При этом, как указывают в АКОРТ, изменилась модель потребительского поведения. Россияне предпочитают теперь ходить в магазин чаще, но в среднем покупают меньше.

- Оборот розничной торговли по итогам 2020 года увеличится на 0,6 процента и составит около 32 триллионов рублей в сопоставимых ценах по сравнению с итогами 2019 года, - прогнозирует первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал. - Тенденция на сокращение объемов оборота розничной торговли продолжится, что связано в первую очередь со стагнацией реальных доходов населения и снижением покупательского спроса.

Продаж и товаров эконом-сегмента, по словам эксперта, вырастут при одновременном сокращении товаров средней ценовой категории. Снизится и процент конверсии торговых точек: в этом году все больше посетителей будут приходить в магазины, при этом ничего не покупая.