16.02.2020 17:29
    Поделиться

    КС РФ разъяснил порядок заполнения анкеты при приеме на госслужбу

    Конституционный суд РФ признал допустимыми различия при заполнении анкеты на соискание должности государственного или муниципального служащего, несмотря на то, что необходимый документ - единого образца. Решение, принятое по результатам проверки ФЗ "О муниципальной службе в РФ", основано на ранее высказанных правовых позициях КС и потому вынесено без проведения публичных слушаний.
    Петр Ковалев/ТАСС

    С жалобой на нарушение конституционного принципа равенства перед законом и судом в КС обратилась Наталья Малышева из Чувашии. В июле 2017 года она обратилась в администрацию Цивильского района с заявлением о приеме на должность муниципальной службы и позднее в составе необходимого пакета документов предоставила собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением правительства РФ. В графе о судимости женщина поставила прочерк.

    Специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус госслужащих

    Из материалов дела следует, что несколько лет назад женщина была признана виновной в нанесении побоев, однако впоследствии статья 116 УК РФ была декриминализована. Поэтому судимость с заявительницы была снята до истечения срока погашения. Тем не менее по результатам прокурорской проверки Малышеву уволили с муниципальной службы. Надзорные органы, а затем и суды общей юрисдикции сочли, что она скрыла этот факт своей биографии. Малышева же полагает, что в ее случае решения вынесены на основании неправильного толкования норм права.

    Судьи КС РФ при вынесении решения отметили, что "специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий в себя налагаемые на них ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами". Однако при таком подходе необходимо учитывать приоритет прав и свобод человека и гражданина и справедливость. При этом КС согласился с доводом заявительницы о том, что непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых из закона не вытекает, само по себе не может свидетельствовать о нарушении.

    Специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус госслужащих

    - Такого рода истолкование фактически означало бы допустимость применения в отношении муниципального служащего неблагоприятных правовых последствий при отсутствии нарушения прямых правовых предписаний с его стороны и тем самым вступало бы в противоречие со статьей 54 Конституции РФ, - указал суд.

    В итоге КС РФ признал не противоречащими Конституции РФ оспоренные положения ФЗ о муниципальной службе, поскольку они "не предполагают расторжения трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости". Дело подлежит пересмотру.

    Поделиться