Перемен ждут от нового директорского тандема Карло Шатриана (арт-директор) и Мариэтт Риссенбек (исполнительный директор). Шатриан по происхождению из Турина, по профессии - киножурналист, несколько лет он возглавлял артхаусный фестиваль в Локарно. Риссенбек родилась в Голландии, рулила Центром по продвижению немецкого кино German Films; за всю историю Берлинале это первая женщина в его руководстве - паритет полов в духе времени теперь строго соблюден. Министр культуры и медиа ФРГ Моника Грюттерс, завершая фестиваль 2019 года, обещала, что Берлинале будет ориентирован на широкую публику, делая упор на политику и на амбициозные программы, что он омолодится и станет более открытым для экспериментов. "Для нас это особая честь - начинать в год юбилея Берлинале, - заявили новые лидеры фестиваля. - Мы хотим, чтобы для публики и для Берлина он стал событием".
В главном конкурсе 18 фильмов, акцент - на новые для Берлина имена. Из фестивальных завсегдатаев - Абель Феррара ("Сибирь"), Цай Минлян ("Дни"), Салли Поттер ("Неизбранные дороги"), Кристиан Петцольд ("Ундина"). Среди давних знакомцев Берлина также афганец Бурхан Курбани, претендовавший на призы Берлинале в 2010 году ("Шахада") - теперь он представит очередную экранизацию романа Альфреда Дёблина "Берлин, Александерплатц". Французы Бенуа Делепин и Гюстав Керверн ("Последний мамонт Франции") покажут комедию "Удалить историю". Американка Элиза Хиттман участвует в конкурсе с историей о ненароком забеременевших девочках "Никогда, редко, иногда, всегда", только что взявшей Спецприз жюри в Сандэнсе. Неоднократный призер Венеции француз Филипп Гаррель вступил в спор за берлинских "медведей" с черно-белой любовной драмой "Соль слез". Среди новобранцев - призер Канн Мохаммад Расулоф ("Здесь нет зла"), Келли Райхардт (бизнес-драма из времен освоения Америки "Первая корова"), Джорджо Диритти с байопиком "Я хотел спрятаться" об итальянском художнике-примитивисте Антонио Лигабуэ, Каэтано Готардо и Марко Дутра с фильмом "Все мертвецы" из времен Бразилии, только что очнувшейся после отмены рабства в конце XIX века, многократный призер Каннского фестиваля и Европейской киноакадемии камбоджиец Рити Панх с яркой антивоенной драмой "Облученный" и другие. Комментируя отбор фильмов, арт-директор Карло Шатриан отметил преобладание в программе "темных тонов. Это вызвано тем, что авторы выбранных нами картин смотрят на реальность без иллюзий - не для того, чтобы устрашать публику, а чтобы открыть ей глаза". То есть зрителям надо собраться с духом.
Изменился регламент фестиваля: внеконкурсные фильмы, ранее разбавлявшие главный конкурс, выделены в секцию Специальных гала-премьер. Здесь фильм Вадима Перельмана "Уроки фарси", история о бельгийце еврейского происхождения, который в 1942 году брошен в гитлеровский концлагерь и выдает себя за перса - это для него единственная возможность остаться в живых. Ждут также приезда Маттео Гарроне с новым "Пиноккио". Режиссер, известный по мрачной гангстерской саге "Гоморра" и апокалиптическим "Страшным сказкам", утверждает, что на сей раз он сделал картину семейную.
Учреждена новая конкурсная программа Encounters, цель которой открывать новые таланты и пути в киноискусстве. Полувековой юбилей отмечает родственный ей "Форум", отслеживающий зарождение новых кинематографий и тенденций. По этому случаю Берлинале повторит программу самого первого "Форума", включая советский фильм 1934 года "Счастье" Александра Медведкина - сатирическую сказку о крестьянине, которого обирают помещик, кулак и поп. В конкурсе "Форума" - драма Марии Игнатенко "Город уснул". В конкурсе короткого метра 7-минутная анимация Александра Свирского "Мой галактический двойник Галактион".
Почетным Золотым медведем наградят грандиозную Хелен Миррен. На церемонии будет показан ее фильм "Королева", принесший актрисе премии "Золотой глобус" и "Оскар". Новых лауреатов - обладателей Золотых и Серебряных медведей 70-го Берлинского кинофестиваля назовет жюри под председательством британского актера Джереми Айронса на церемонии 1 марта.
Из-за скандала, разразившегося перед самым открытием фестиваля, переименован приз Альфреда Бауэра - одна из престижнейших наград, которую получали мастера мирового кино от Анджея Вайды и Чжана Имоу до Марлена Хуциева и Вадима Абдрашитова. Приз этот вручался за новаторские поиски в области киноязыка и приравнивался к "Серебряному медведю". Имя Альфреда Бауэра, одного из основателей Берлинале, было почитаемо в Германии, и в дни юбилейного фестиваля должны были презентовать книгу о нем. Теперь ее, скорее всего, пустят под нож: статья в Die Zeit перечеркнула созданный Бауэром миф о кинематографисте-миротворце. Как свидетельствуют обнародованные документы, Бауэр в годы Второй мировой войны подвизался в роли функционера геббельсовского министерства пропаганды и просвещения - был одним из тех, кто формировал культурную политику кинематографа в духе "просвещенного национал-социализма" и решал, кого из "провинившихся" коллег отправить на фронт. Сенсационные факты вскрылись случайно: один синефил обнаружил в федеральном архиве компрометирующие Бауэра документы и предал их гласности. Отныне экс-приз Бауэра будет именоваться просто Серебряным медведем. Оргкомитет Берлинале сообщил о намерении кинофестиваля провести расследование о прошлом первого директора при помощи Института современной истории (IfZ), созданного в 1949 году, в том числе для исследования нацистского периода в истории Германии. Результаты должны быть опубликованы летом этого года.